Что это птэ: 286 от 21.12.2010 Новые ПТЭ – 21.12.2010 N 286 » » ( ) |

Содержание

ПТЭ что устанавливает? Правила технической эксплуатации железных дорог

Инфраструктура железнодорожного сообщения представляет собой сложный технико-эксплуатационный комплекс. В его содержании задействуется широкий спектр средств механического обеспечения, которые требуют тщательного контроля и обслуживания. Малейшее нарушение способно привести к аварии или даже катастрофе с непредсказуемыми последствиями. По этой причине транспортные организации строго придерживаются правил технической эксплуатации (ПТЭ). Что устанавливает этот документ? В первую очередь он ориентирован на профилактические меры, которые позволяют обеспечить надежность использования технической базы железнодорожной инфраструктуры на текущий момент, а также продлить рабочий ресурс ее составляющих. Достигаются эти задачи выполнением специальных обслуживающих мероприятий.

птэ что устанавливает

Что входит в железнодорожную инфраструктуру?

Компонентный перечень объектов, которые участвуют в обслуживании железных дорог, может изменяться в зависимости от конкретных условий эксплуатации и нагрузки на транспортную линию. Но есть и базовые элементы, входящие в данный комплекс. В первую очередь это пути перегонов на станциях, выступающие непосредственным продолжением транспортного сообщения. Также инфраструктура включает в себя вагоны разных видов, которые могут использоваться для перевозки грузов или людей. Весьма ответственным объектом является и блок-участок. Это функциональная часть межстанционного перегона, в перечень задач которой входит организация связи и сигнализации.

Надо отметить, что автоматические средства подачи сигналов относятся к объектам, которые наиболее жестко регламентируются ПТЭ. Что устанавливает свод правил в этой части? Это поддержка исправной работы сигнального обеспечения, контроль параметров функционирования и регулярное выполнение поверочных операций. На современных станциях все чаще применяются электронные системы контроля блок-участков, что, с одной стороны, избавляет персонал от лишней работы, но с другой – накладывает большую ответственность на сотрудников, обязанных поддерживать корректность функционирования оборудования.

Общие обязанности обслуживающего персонала

железнодорожные перевозки

Техническое и эксплуатационное обслуживание инфраструктуры выполняют уполномоченные лица непосредственно от организации, обеспечивающей железнодорожные перевозки, или же сотрудники сторонних компаний, взявшие на себя соответствующие обязанности в рамках договора. В круг задач персонала входит обеспечение безопасных условий для маневрирования техники в рамках конкретного железнодорожного хозяйства. Это означает постоянное поддержание исправности технических компонентов инфраструктуры, предотвращение случайных опасностей и угроз.

В штатном режиме сотрудники станции должны обслуживать и железнодорожный транспорт. Правила предписывают им также своевременно предпринимать меры, направленные на устранение возникших неисправностей. В частности, к наиболее распространенным нештатным ситуациям относится преграждение путей. В таких случаях работники обязаны подать соответствующие сигналы обслуживаемым составам и предпринять усилия по ликвидации возникшей проблемы посредством очистки железнодорожной линии.

Профилактический осмотр компонентов инфраструктуры

Правила предписывают обслуживающему персоналу не только бороться с нештатными неисправностями, но и заранее фиксировать риски их возникновения. Реализуется этот комплекс мер с помощью регулярного осмотра железной дороги с прилегающими объектами. К примеру, ревизии подвергаются технологические сооружения, пункты контроля с автоматизированным оборудованием, устройства и служебные здания, а также непосредственно железнодорожные пути не общего пользования. Важной особенностью такого осмотра является дифференциация прав допуска применительно к разным категориям персонала, выполняющего ПТЭ. Что устанавливает стандарт в этой части? Правила указывают, что владелец обслуживаемой инфраструктуры должен определять членов комиссии, которые производят осмотр в установленном порядке. На основе полученных данных ревизии составляется документация с указанием характеристик состояния вверенных объектов.

Организация условий ремонтных работ

изменения птэ железных дорог

Важную роль в организации ремонтных операций играет планирование графика и условий для их реализации. В частности, заблаговременно руководитель и комиссия определяют технологические окна, в которых возможно произведение работ. Эти промежутки могут длиться в среднем 1-2 часа. При этом каждое мероприятие такого рода предполагает усиленную поддержку систем сигнализации, которые будут контролировать происходящее на рабочем участке. Как предписывают правила технической эксплуатации железных дорог, сотрудники обязаны установить радийную или телефонную связь между рабочими, диспетчерским пунктом и руководителем. Непосредственное производство строительных работ могут выполнять специализированные бригады, комплексы машин и механизированные колонны. В штатном режиме эксплуатации регулярному произведению работ подвергаются искусственные сооружения, железнодорожные пути, контактные сети, устройства блокировки и централизации.

Создание условий для закрытия и открытия перегона

Необходимость проведения более масштабных нештатных строительных и ремонтных работ также предполагает соблюдение регламента. Закрытие путей общего пользования требует соответствующего приказа от руководителя конкретной железнодорожной инфраструктуры. По времени такой режим может длиться 1-2 суток с обязательным уведомлением федерального ведомства ЖД. При этом извещение должно быть направлено за 10 суток до момента закрытия. Кроме этого, требования ПТЭ отмечают, что сигнал для закрытия дорог не общего пользования может поступать только от федерального ведомства ЖД. В свою очередь, открытие перегона восстанавливает действие сигнализационных устройств, системы блокировки и централизации, электроснабжение и связь в соответствии с распорядительным приказом.

птэ ржд

Допуск компонентов инфраструктуры к эксплуатации

Ввод каждой единицы технического оборудования, механизированного комплекса, автоматизированного оснащения или аппаратуры производится только после тщательной экспертизы и испытания. Эти работы также поручаются специальной комиссии, после чего выполняется приемка эксплуатирующими сотрудниками. К слову, и сами участники обслуживающей бригады должны иметь допуск к работам с конкретными объектами инфраструктуры. Практикуется и консервация оборудования, на ресурсах которого осуществляются железнодорожные перевозки и вспомогательные технологические операции. Для таких работ применяются регламенты, которые предписывают к выполнению уже изготовители конкретных агрегатов. После истечения срока консервации также выполняется комплексная проверка работоспособности оборудования и его соответствия поставленным задачам использования.

Поддержание расстояния между путями

птэ железных дорог

Одним из важнейших условий стабильной и безопасной эксплуатации железнодорожного комплекса является поддержание оптимальных параметров расположения путей. В частности, промежуток между осями на двухпутных перегонах по прямой линии должен составлять 410 см. Этот показатель увеличивается, если речь идет о четырехпутных линиях, которые приходятся на осевые линии второго и третьего порядка. В данном случае расстояние может достигать уже 500 см. В качестве самого короткого промежутка правила ПТЭ устанавливают расстояние между осями, рассчитанными для перегрузки грузов из вагона в вагон – оно составляет 360 см.

Организация системы освещения

Организация освещения также имеет большое значение в процессе обслуживания и эксплуатации железнодорожных путей. Свет необходим для произведения работ при приеме и отправлении поездов, в ходе погрузочно-выгрузочных действий и т. д. Для организации таких систем используются современные прожекторы. В целях экономии средств на электроэнергию многие станции и пункты обслуживания вагонов переводятся на светодиодные устройства, которые также отличаются высоким техническим ресурсом. Другое дело, что ПТЭ РЖД запрещают использовать отдельные модели осветительных устройств, которые могут негативно влиять на отчетливость видимости сигнальных огней.

требования птэ

Системы контроля работы инфраструктуры

Немалая часть функционального оснащения железнодорожной инфраструктуры приходится на автоматизированные узлы и агрегаты, а также на вышеупомянутые системы освещения. В распоряжении ответственного работника служебного помещения имеется средство дистанционного управления разъединителями, контролирующие аппараты технического состояния составов, средства сигнализации и радиосвязи. В соответствии с ПТЭ железных дорог, набор автоматических средств управления должен строго учитываться. В служебном здании управления не должно быть посторонних приборов, а к работе с нормативной аппаратурой не допускаются люди, которые не соответствуют требованиям к операторской должности в данной отрасли.

Меры поддержания безопасности для пассажиров

К местам эксплуатации пассажирами относятся здания, терминалы, платформы и переходные объекты железнодорожного комплекса. Еще на этапе проектирования данных сооружений и конструкций специалисты закладывают характеристики, необходимые для обеспечения безопасного перемещения людей. К примеру, сохранение переходов в виде мостиков и туннелей на одном уровне с путями предполагает включение специальных пешеходных настилов, указателей и предупредительных знаков, соответствующих ПТЭ. Что устанавливает данный норматив в современном своде правил? Помимо мер обеспечения безопасности, стандарты также предписывают организацию комфортного пребывания пассажиров. Для этого организуются также места отдыха, павильоны, автоматические пункты обслуживания и т. д.

Заключение

правила птэ

Состояние российских железных дорог в целом находится на удовлетворительном уровне, хотя не во всех регионах отмечается распространение высокотехнологичного оборудования, аппаратуры и тех же сигнализационных устройств. В то же время изменения ПТЭ железных дорог ориентируются как раз на внедрение передовых решений и в части механизированного обслуживания, и в плане инновационных систем контроля. К примеру, вносятся коррективы в регламенты, касающиеся организации взаимодействия между сотрудниками разных станций. В перечнях возможных средств связи появляются мобильные устройства, но также сохраняют актуальность и традиционные решения, которые нередко выигрывают у более технологичных аналогов в показателях надежности выполнения функций.

1. Общие положения — orgperevozok.ru

Утверждены
Приказом Минтранса России
от 21 декабря 2010 г. № 286

ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее — Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 169, № 28, ст. 2884; 2007, № 46, ст. 5554; 2008, № 30 (ч. I), ст. 3597, № 30 (ч. II), ст. 3616, № 52 (ч. I), ст. 6249; 2009, № 1, ст. 21).

2. Настоящие Правила устанавливают систему организации движения поездов, функционирования сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава, а также определяют действия работников железнодорожного транспорта при технической эксплуатации железнодорожного транспорта Российской Федерации общего и необщего пользования (далее — железнодорожный транспорт).

3. Настоящие Правила обязательны для выполнения всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы (оказывающие услуги) для пользователей услугами железнодорожного транспорта, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, а также работы (услуги), связанные с ремонтом железнодорожного подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, охраной объектов железнодорожного транспорта и грузов, и их работниками (далее — работники железнодорожного транспорта).

4. Техническая эксплуатация сооружений и устройств путевого хозяйства осуществляется в соответствии с приложением № 1 к настоящим Правилам.

5. Техническая эксплуатация технологической электросвязи осуществляется в соответствии с приложением № 2 к настоящим Правилам.

6. Техническая эксплуатация устройств сигнализации, централизации и блокировки железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с приложением № 3 к настоящим Правилам.

7. Техническая эксплуатация сооружений и устройств технологического электроснабжения железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с приложением № 4 к настоящим Правилам.

8. Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава осуществляется в соответствии с приложением № 5 к настоящим Правилам.

9. Организация движения поездов на железнодорожном транспорте осуществляется в соответствии с приложением № 6 к настоящим Правилам.

9.1. Единая система видимых и звуковых сигналов для передачи приказов и указаний, относящихся к движению поездов и маневровой работе, а также типы сигнальных приборов, при помощи которых эти сигналы подаются на железнодорожном транспорте, устанавливается Инструкцией по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации в соответствии с приложением № 7 к настоящим Правилам.

9.2. Правила движения поездов и маневровой работы устанавливаются Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации в соответствии с приложением № 8 к настоящим Правилам.

9.3. Эксплуатация объектов инфраструктуры, железнодорожного подвижного состава и организация движения на участках обращения скоростных и высокоскоростных пассажирских поездов со скоростью от 140 до 250 км/ч включительно осуществляется в соответствии с Инструкцией по эксплуатации объектов инфраструктуры, железнодорожного подвижного состава и организации движения на участках обращения скоростных и высокоскоростных пассажирских поездов со скоростью от 140 до 250 км/ч включительно согласно приложению № 9 к настоящим Правилам.

9.4. Составление техническо-распорядительных актов железнодорожных станций осуществляется в соответствии с приложением № 10 к настоящим Правилам.

Правила технической эксплуатации железных дорог

Правила технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ) устанавливают основные положения и порядок работы железных дорог и работников железнодорожного транспорта, основные размеры, нормы содержания важнейших сооружений, устройств и подвижного состава и требования, предъявляемые к ним, систему организации движения поездов и принципы сигнализации. Правила технической эксплуатации обязательны для всех подразделений и работников железнодорожного транспорта, так как их выполнение позволяет обеспечить слаженность всех звеньев железнодорожного транспорта, четкую и бесперебойную работу железных дорог и безопасность движения.

Правила технической эксплуатации — единый закон для железных дорог.

ПТЭ железных дорог России

История

Впервые Правила технической эксплуатации железных дорог, открытых для общего пользования, были введены постановлением министра путей сообщения России генерал-адъютанта К.Н. Посьета № 5900 от 27 июня 1883 г. В дальнейшем они пересматривались и утверждались вновь в феврале 1889 и июне 1891 г. 19 марта 1898 г. постановлением министра путей сообщения России № 5343 была принята новая редакция ПТЭ. При этом было подчеркнуто следующее: «Утвердив «Правила … », предлагаю:

На основании статьи 166 Общего Устава Российских железных дорог и пункта 20 приложения к статье 180 того же Устава всем казенным и частным паровозным железным дорогам общего пользования принять таковые Правила к руководству и исполнению через шесть месяцев со дня опубликования взамен соответствующих Правил 1883 и 1891 годов».

В постановлении министра было также сказано, что эти Правила вводятся взамен соответствующих положений. При этом уточнено, что «Положение о сигналах», введенное постановлением министра путей сообщения № 42 от 31 января 1873 г., остается в силе (это Положение стало основой Инструкции по сигнализации на железных дорогах).

Структура ПТЭ

Правила технической эксплуатации железных дорог

Правила технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ) устанавливают основные положения и порядок работы железных дорог и работников железнодорожного транспорта, основные размеры, нормы содержания важнейших сооружений, устройств и подвижного состава и требования, предъявляемые к ним, систему организации движения поездов и принципы сигнализации. Правила технической эксплуатации обязательны для всех подразделений и работников железнодорожного транспорта, так как их выполнение позволяет обеспечить слаженность всех звеньев железнодорожного транспорта, четкую и бесперебойную работу железных дорог и безопасность движения.

Правила технической эксплуатации — единый закон для железных дорог.

ПТЭ железных дорог России

История

Впервые Правила технической эксплуатации железных дорог, открытых для общего пользования, были введены постановлением министра путей сообщения России генерал-адъютанта К.Н. Посьета № 5900 от 27 июня 1883 г. В дальнейшем они пересматривались и утверждались вновь в феврале 1889 и июне 1891 г. 19 марта 1898 г. постановлением министра путей сообщения России № 5343 была принята новая редакция ПТЭ. При этом было подчеркнуто следующее: «Утвердив «Правила … », предлагаю:

На основании статьи 166 Общего Устава Российских железных дорог и пункта 20 приложения к статье 180 того же Устава всем казенным и частным паровозным железным дорогам общего пользования принять таковые Правила к руководству и исполнению через шесть месяцев со дня опубликования взамен соответствующих Правил 1883 и 1891 годов».

В постановлении министра было также сказано, что эти Правила вводятся взамен соответствующих положений. При этом уточнено, что «Положение о сигналах», введенное постановлением министра путей сообщения № 42 от 31 января 1873 г., остается в силе (это Положение стало основой Инструкции по сигнализации на железных дорогах).

Структура ПТЭ

ПТЭ — это… Что такое ПТЭ?

  • ПТЭ — промышленно транспортная экология кафедра МАДИ (ТУ) образование и наука, транспорт ПТЭ правила технической эксплуатации техн. ПТЭ «Приборы и техника эксперимента» журнал издание …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • ПТЭ — правила технической экс плуатации Приборы и техника эксперимента (журнал) …   Словарь сокращений русского языка

  • ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ Ж. Д. СОЮЗА ССР (ПТЭ) — определяют систему организации движения поездов, содержание жел. дор. устройств и порядок работы ж. д. и работников жел. дор. тр та. Новые ПТЭ, разработанные под руководством Л. М. Кагановича и утвержденные приказом № 95/Ц от 15/VI 1936 г., уже… …   Технический железнодорожный словарь

  • нӣптэӈги — нутряной жир …   Нанайско-русский словарь

  • БУФЕР ВАГОННЫЙ — пружинящее приспособление, прикрепляемое к буферному брусу и служащее для воспринятия толчков между вагонами при маневрах и при следовании в пути, а также для удержания вагонов от чрезмерных поперечных колебаний. На каждом буферном брусе вагона,… …   Технический железнодорожный словарь

  • ПРОКАТ БАНДАЖА — ПРОКАТ БАНДАЖА …   Технический железнодорожный словарь

  • СТРЕЛОЧНЫЙ ПЕРЕВОД — основной вид устройств для соединения двух рельсовых путей в один или для разветвления одного пути на два направления. Преобладающим видом С. п. является обыкновенный одиночный. Он состоит из: а) собственно стрелки (двух рамных рельсов 1, двух… …   Технический железнодорожный словарь

  • Правила технической эксплуатации железных дорог — Сюда перенаправляется запрос «Правила технической эксплуатации». На эту тему нужна отдельная статья. Правила технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ) устанавливают основные положения и порядок работы железных дорог и …   Википедия

  • СКАНИРУЮЩИЙ ТУННЕЛЬНЫЙ МИКРОСКОП — прибор для изучения поверхноститвёрдых электропроводящих тел, основанный на сканировании металлич. остриянад поверхностью образца на расстоянии . Такое расстояние достаточно мало для туннелирования электронов черезконтакт, т …   Физическая энциклопедия

  • ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ СООРУЖЕНИЯ — устройства, необходимые для обеспечения движения жел. дор. поездов, обслуживания нужд самих ж. д. и людей, ими пользующихся. Основными Ж. с. являются: 1) земляное полотно с водоотводными сооружениями; 2) мосты и трубы с регуляционными… …   Технический железнодорожный словарь

  • ПТЭ — это… Что такое ПТЭ?

  • ПТЭ — промышленно транспортная экология кафедра МАДИ (ТУ) образование и наука, транспорт ПТЭ правила технической эксплуатации техн. ПТЭ «Приборы и техника эксперимента» журнал издание …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • ПТЭ — правила технической экс плуатации Приборы и техника эксперимента (журнал) …   Словарь сокращений русского языка

  • ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ Ж. Д. СОЮЗА ССР (ПТЭ) — определяют систему организации движения поездов, содержание жел. дор. устройств и порядок работы ж. д. и работников жел. дор. тр та. Новые ПТЭ, разработанные под руководством Л. М. Кагановича и утвержденные приказом № 95/Ц от 15/VI 1936 г., уже… …   Технический железнодорожный словарь

  • нӣптэӈги — нутряной жир …   Нанайско-русский словарь

  • БУФЕР ВАГОННЫЙ — пружинящее приспособление, прикрепляемое к буферному брусу и служащее для воспринятия толчков между вагонами при маневрах и при следовании в пути, а также для удержания вагонов от чрезмерных поперечных колебаний. На каждом буферном брусе вагона,… …   Технический железнодорожный словарь

  • ПРОКАТ БАНДАЖА — ПРОКАТ БАНДАЖА …   Технический железнодорожный словарь

  • СТРЕЛОЧНЫЙ ПЕРЕВОД — основной вид устройств для соединения двух рельсовых путей в один или для разветвления одного пути на два направления. Преобладающим видом С. п. является обыкновенный одиночный. Он состоит из: а) собственно стрелки (двух рамных рельсов 1, двух… …   Технический железнодорожный словарь

  • Правила технической эксплуатации железных дорог

    — Сюда перенаправляется запрос «Правила технической эксплуатации». На эту тему нужна отдельная статья. Правила технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ) устанавливают основные положения и порядок работы железных дорог и …   Википедия

  • СКАНИРУЮЩИЙ ТУННЕЛЬНЫЙ МИКРОСКОП — прибор для изучения поверхноститвёрдых электропроводящих тел, основанный на сканировании металлич. остриянад поверхностью образца на расстоянии . Такое расстояние достаточно мало для туннелирования электронов черезконтакт, т …   Физическая энциклопедия

  • ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ СООРУЖЕНИЯ — устройства, необходимые для обеспечения движения жел. дор. поездов, обслуживания нужд самих ж. д. и людей, ими пользующихся. Основными Ж. с. являются: 1) земляное полотно с водоотводными сооружениями; 2) мосты и трубы с регуляционными… …   Технический железнодорожный словарь

  • ПТЭ — это… Что такое ПТЭ?

  • ПТЭ — промышленно транспортная экология кафедра МАДИ (ТУ) образование и наука, транспорт ПТЭ правила технической эксплуатации техн. ПТЭ «Приборы и техника эксперимента» журнал издание …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • ПТЭ — правила технической экс плуатации Приборы и техника эксперимента (журнал) …   Словарь сокращений русского языка

  • ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ Ж. Д. СОЮЗА ССР (ПТЭ) — определяют систему организации движения поездов, содержание жел. дор. устройств и порядок работы ж. д. и работников жел. дор. тр та. Новые ПТЭ, разработанные под руководством Л. М. Кагановича и утвержденные приказом № 95/Ц от 15/VI 1936 г., уже… …   Технический железнодорожный словарь

  • нӣптэӈги — нутряной жир …   Нанайско-русский словарь

  • БУФЕР ВАГОННЫЙ — пружинящее приспособление, прикрепляемое к буферному брусу и служащее для воспринятия толчков между вагонами при маневрах и при следовании в пути, а также для удержания вагонов от чрезмерных поперечных колебаний. На каждом буферном брусе вагона,… …   Технический железнодорожный словарь

  • ПРОКАТ БАНДАЖА — ПРОКАТ БАНДАЖА …   Технический железнодорожный словарь

  • СТРЕЛОЧНЫЙ ПЕРЕВОД — основной вид устройств для соединения двух рельсовых путей в один или для разветвления одного пути на два направления. Преобладающим видом С. п. является обыкновенный одиночный. Он состоит из: а) собственно стрелки (двух рамных рельсов 1, двух… …   Технический железнодорожный словарь

  • Правила технической эксплуатации железных дорог — Сюда перенаправляется запрос «Правила технической эксплуатации». На эту тему нужна отдельная статья. Правила технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ) устанавливают основные положения и порядок работы железных дорог и …   Википедия

  • СКАНИРУЮЩИЙ ТУННЕЛЬНЫЙ МИКРОСКОП — прибор для изучения поверхноститвёрдых электропроводящих тел, основанный на сканировании металлич. остриянад поверхностью образца на расстоянии . Такое расстояние достаточно мало для туннелирования электронов черезконтакт, т …   Физическая энциклопедия

  • ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ СООРУЖЕНИЯ — устройства, необходимые для обеспечения движения жел. дор. поездов, обслуживания нужд самих ж. д. и людей, ими пользующихся. Основными Ж. с. являются: 1) земляное полотно с водоотводными сооружениями; 2) мосты и трубы с регуляционными… …   Технический железнодорожный словарь

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *