Безопасное электричество: Путеводитель в мир безопасного электричества – Правила электробезопасности в повседневной жизни — Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Проектная работа «Безопасное электричество»

hello_html_m6c14f95d.gifhello_html_m6c14f95d.gifhello_html_m7dadf60.gifhello_html_m7dadf60.gif

муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

ПРОЕКТ

«БЕЗОПАСНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО»

Подготовили учащиеся 3 «Г» класса

МОБУ «СОШ №2»

Под руководством

Учителя начальных классов

Алексеенко А.Н

Дальнегорск 2017

Оглавление:

  1. Аннотация

  2. Актуальность

  3. Проблемные вопросы

  4. Тема

  5. Цель

  6. Задачи

  7. Доклад

  8. Источники информации

  9. Продукты проекта.

  10. Заключение.

  1. Аннотация

В своем проекте мы пытались выяснить, какие существуют правила обращения с электричеством, и определить, соблюдаются ли эти правила и влияет ли это на здоровье и безопасность человека?

  1. Актуальность

Мы настолько привыкли к безопасности и надежности электроприборов, что, вставляя в розетку вилку от утюга или магнитофона, не задумываемся о печальной статистике.

Каждый год от поражения электрическим током гибнет до 30 тыс. человек. Коварная особенность электроэнергии заключается в том, что она невидима, не имеет запаха и цвета. Предупредить об опасности поражения электрическим током могут знаки.

Широко бытует мнение: чем выше напряжение электрического тока, тем он опаснее – верно лишь отчасти. Однако смертельное поражение возможно и от напряжения 220 В.

Вместе с учителем мы решили исследовать проблему, которая возникла во время изучения раздела по окружающему миру «Наша безопасность». На уроках мы выяснили, что большинство учеников нашего класса не могут назвать правила безопасного обращения с электроприборами, а перечисляют только 1-2 .

Нам бы хотелось, чтобы наша жизнь была безопасной, а этого можно достичь лишь тогда, когда все люди будут соблюдать определенные правила, знать и уважать друг друга.

Каждый ребёнок должен уметь правильно обращаться с электроприборами, должен знать, что такое электричество, как оно получается и насколько оно опасно для людей. Это важно для сохранения жизни и здоровья человека.

  1. Проблемные вопросы:

Так ли безопасно электричество, как нам кажется на первый взгляд.

  1. Так возникла тема нашего проекта «Безопасное электричество».

  1. Нами была поставлена цель:

Расширить  знания  окружающих об электричестве, познакомить с одним из источников опасности (током), сформировать сознательное соблюдение правил осторожного обращения с бытовыми приборами.  

  1. Чтобы добиться цели мы поставили перед собой задачи:

  • закрепить знания об электричестве, расширить представления о том, как оно помогает человеку;

  • научиться вести себя грамотно при использовании электроприборов, соблюдая меры безопасности.

  • способствовать овладению приемами практического взаимодействия с бытовыми электроприборами, развитию осторожности и осмотрительности

  • развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Работа над проектом шла по плану:

  1. План проведения проекта

1.Постановка темы проекта, определение цели, задач.

2.Поиск материала.

3.Показ вводной презентации учителем, для выявления уровня знаний учащихся

4.Обсуждение проекта и постановка вопросов

5.Работа учащихся по поиску материала

6.Оформление найденного материала в виде копилок, презентации, подготовка спектакля.

7. Размещение работ в сети.

8.Показ спектакля, проведение викторины.

9.Оценка результатов.

10.Подведение итогов.

  1. Доклад

Давайте пофантазируем, что будет, если электричества не станет. И не в нескольких домах, а во всем городе, и не на пару часов, а на недельку. Можно сделать вывод, что электричество нам нужно и полезно. Электричество – это уют, удобство, комфорт, и без него сегодня невозможна современная жизнь. Без электричества не было бы компьютеров, радио и телевидения, человек не полетел бы в космос. Благодаря электрическому разряду работают фары и контрольные приборы автомобилей. Не будет преувеличением, если мы скажем, что электричество является двигателем цивилизации.

Для начала мы решили выяснить, что же такое электричество и почему оно так опасно для человека. Просмотрев множество информации в разных источниках мы узнали, что ток создают электроны – маленькие-маленькие частицы. Они любят толкаться, причём научились делать это даже на большом расстоянии. Чем ближе один электрон подходит к другому, тем сильнее они друг от друга отталкиваются: подскочат друг к другу, оттолкнутся и снова разлетятся в разные стороны. Когда таких свободных электронов собирается в каком-то предмете много, они мечутся по нему, ищут, как бы разбежаться, и, если дорожка находится, бегут по ней, сломя голову, как ручеёк под горку. Дорожка эта, называется провод. Сверху он одет в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких, маленьких проволочек. Вот по этим проволочкам ток и попадает в розетки, а затем в электроприборы.

Электричество может быть нам не только полезным другом, но и очень опасным врагом, если неправильно с ним обращаться. Когда мы сидим у костра нам и в голову не приходит засовывать руку в огонь. А электроны – это невидимый огонь. Но люди так привыкли к электричеству, что часто забывают об опасности. Ежегодно от поражения электрическим током в мире погибает более 40 тысяч человек. Любые электрические приборы и оборудование – от электрического чайника до подстанции во дворе могут оказаться убийцами. И самое страшное, что опасность невозможно заметить, потому что мы не можем увидеть электричество, попробовать его на вкус, почувствовать его запах. Электричество – вещь серьезная, и шутить с ним нельзя!

Чтобы обезопасить себя и своих близких мы решили узнать, какие правила обращения с электричеством существуют и узнали, что их очень много.

Во первых, опасность подстерегает нас не только при обращении с электроприборами дома. Но и на улице множество объектов таят в себе опасность. Раньше мы не замечали, что некоторые сооружения отмечены специальными знаками для того, чтобы предупредить прохожих, что внутри сильное электричество. Чаще всего нам встречается желтый треугольник с восклицательным знаком внутри. Он то и предупреждает нас об опасности.

Так же мы узнали, как вести себя на улице, если вдруг нас настигла гроза. Ни в коем случае нельзя в это время находиться в воде. Необходимо отбросить в сторону все металлические предметы находящиеся в этот момент у нас в руках (зонт, велосипед, самокат). Узнали о том что молния бьет во все высокое, металлическое. Надо присесть, хорошо сгруппировавшись.

Мы поняли, что правила обращения с электроприборами очень важны, и мы должны их выучить. Всеми знаниями, полученными нами, мы поделились с малышами из детского сада «Гелиос».

9. Прочитаны книги:

Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки», «Солдат»

А. Шевченко «Как ловили Уголька».

П. Савельев «Пожары и катастрофы».

В. Гиляровкий «Москва и москвичи».

М. Горький «Детство» (отрывок).

Л. Чернышов «Как Гриша – проказник испортил весь праздник».

Изучена информация по данной проблеме по Интернету и даже поинтересовались, есть ли какие- нибудь игры по правилам и нашли подвижные игры:

  1. Гномики и молния.

  2. Откуда берется электрический ток.

  3. Гусиный шаг.

Настольные игры:

  1. Азбука безопасности — один в доме

  2. «Осторожность» 

Игры, книги и Интернет содержат полезную информацию, советы для родителей и учеников по правилам безопасного поведения на природе. Кроме этого содержат в качестве дополнительного материала фильмы, игры для организации урока для учителей.

10. Нами были подготовлены и проведены:

  1. Спектакль «В гостях у Незнайки».

  2. Викторина «Безопасные каникулы».

  3. Кроссворд на тему «Бытовые электроприборы»

  4. Презентация «Правила обращения с электроприборами»

  5. Копилки раскрасок на темы: «Осторожно, электричество», «Бытовые электроприборы»

  6. Копилка загадок про бытовые электроприборы.

  7. Конкурс рисунков «Безопасное электричество»

  8. Памятка «Правила пользования электроприборами для детей и взрослых»

Всю информацию собрали и представили результат с использованием компьютерной презентации.

11. Заключение

Получив сведения и дополнительную информацию, по правилам безопасного поведения с электричеством, применив ее на практике в результате работы над проектом мы надеемся, что дети будут знать эти правила и будут соблюдать их ,чтобы не нанести вред своему здоровью.

Мы думаем, что данный проект поможет всем детям и учителям на уроках окружающего мира и на внеклассных мероприятиях. А нам и нашим родителям есть над, чем подумать.

БЕЗОПАСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

Любой радиолюбитель неизбежно сталкивается с опасностью поражения электрическим током. Как говорится, каждый электрик хотя бы раз в своей жизни был проводником. Естественно вопросы электробезопасности четко оговариваются в специальных нормативных документах. В первую очередь это «Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителя» [1] и «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителя» [2].

Это большие и сложные документы, который во многом ориентирован на работу с силовыми электросетями. Маловероятно, что эти правила будет детально читать тот, кому это не требуется для работы. Но существуют «заповеди электрика», которые представляют собой простые правила, которые, отражают основные положения электробезопасности [3-4]. 

  1. Не включай автомат (разъединитель, высоковольтный выключатель, рубильник, УЗО, пакетный выключатель), не тобою отключенный, ибо возлюбить должен ты ближнего своего, сей автомат отключившего. И в Писании сказано: «Не убий!»
  2. И проверяй всегда, не ленясь, отсутствие напряжения, исправный индикатор (указатель) применяя, ибо неисповедимы пути Господни.
  3. И отключив питание в распределительном устройстве, закрой его и вывеси плакат предупреждающий, дабы ближнего своего во искушение не ввести.
  4. И используй при работе инструмент исправный, с ручками изолированными и упорами, ибо смотри пункт 2.
  5. И проводи работы в распределительном устройстве с напарником, ибо человек человеку – друг и спасен ты будешь.

Конечно эти «заповеди» носят полушуточный характер, но этот случай, когда в шутке только доля шутки. Наверное, каждый согласится, что не соблюдение этих простых правил, для любого специалиста, работающего с опасным для жизни напряжением, рано или поздно закончится печально. 

Еще одним важным аспектом обращения с электроприборами, является пожарная безопасность [5]. По статистике, неисправность электрооборудования среди всех причин возникновения пожаров занимает почетное второе место, уступая только неосторожному обращению с огнем [6]. По этой причине к одновременным включениям большого количества потребителей надо подходить с осторожно, и вдвойне осторожно нужно делать это если вы планируете подключить несколько приборов в одну розетку или удлинитель. И втройне осторожным нужно быть, если все это происходит в доме со старой электропроводкой. И разумеется, оставлять электроприбор, не важно заводского или самодельного изготовления, без присмотра это верх самонадеянности.

Особую осторожность нужно проявлять при испытаниях самодельных устройств. Во всяком случае, устанавливать дополнительный плавкий предохранитель в удлинителе, через который производится первое включение самоделки, рекомендовали еще патриархи радиолюбительского движения [7].  Для разных цепей промышленностью выпускаются предохранители на самые разные токи, от совсем небольших, которые и актуальны для радиолюбителей

До весьма солидных устройств, применяемых в силовой электронике

Разумеется, замена сгоревшего предохранителя более мощным или установка на месте предохранителя электропроводящей вставки – «жучка», совершенно недопустима. В крайнем случае, предохранить заводского изготовления можно заменить проволочной вставкой диаметр и длина, которой подобраны так, чтобы проволочная вставка расплавилась при заданном значении электрического тока [8-10].

Еще одним средством, которое позволяет защитить электрическую цепь как от перегрузки по току, так и от перегрева является тепловой предохранитель. По сути это обычная плавкая вставка, которая откалибрована не только на определенный номинальный ток, но также на температуру, при которой вставка расплавится и оборвет электрическую цепь.

Еще одним важным аспектом электробезопасности является защитное заземление [11-12] и зануление [13]. Защитное заземление необходимо целому ряду устройств для правильной работы и, самое главное защищает людей от электротравм. Если человек одновременно прикасается к находящимся под напряжением частям электроустановки и каким-либо заземленным конструкциям, то электрический ток, протекающий через его тело, может достигнуть смертельных значений. Как известно, безусловно, смертельным считается ток силой 100 мА.

Но если эта электроустановка заземлена, то, по сути, получаем два параллельно включенных участка цепи: контур заземления и тело человека. При условии, что заземление проведено как надо, его контур будет иметь сопротивление в сотни раз меньше сопротивления тела человека, а потому сила тока, протекающая через контур, будет в сотни раз больше и весьма вероятно, что ток, протекающий через тело человека, при этом не достигнет смертельных значений.

С работой заземления связан еще один важный для всех нюанс. Дело в том, что вход питания большинства современных устройств имеет фильтр высокочастотных помех, в состав которого помимо всего прочего входят фильтрующие конденсаторы.

Естественно, что пара конденсаторов при этом выступает в роли делителя напряжения. Если в таком устройстве заземление предусмотрено, но на деле корпус не заземлен, то на корпусе появляется напряжение около 110 В относительно земли. В этом легко убедится, подключив мультиметр, между неокрашенной частью электроустановки (барабан стиральной машины) и заземленным предметом (кухонная раковина). 

Емкость конденсаторов обычно не велика, но ток в такой цепи все же может достигать весьма существенных величин. Не стоит так же забывать, что в данном конкретном примере при использовании стиральной машины и барабан, и руки человека, вероятно, будут мокрыми, что само собой обстановку не улучшает. 

Если заземление в помещении отсутствует, то его желательно проложить, особенно это актуально для радиолюбителя, да и любого другого домашнего мастера, у которого взаимодействие с электроустановками обычно выходит далеко за пределы простого включения/отключения электроприборов. Но проложить заземление не так просто. В качестве заземлителя можно использовать массивную металлическую конструкцию, которая надежно контактирует с грунтом, на такой глубине, где грунт всегда остается влажным [7]. Впрочем, найти такую конструкцию в многоэтажном доме с пластиковыми трубами – это проблема. Газовые трубопроводы в таком качестве использовать запрещено [14-16]. Трубопроводы отопления надежного контакта с землей могут и не иметь.

В теории контур заземления должен иметься в распределительном щитке, но, во-первых, для того, что бы производить в щитке какие-то работы, по идее нужна третья категория допуска по электробезопасности [17], а во-вторых в конструкции даже самого стандартного щитка могут иметься нюансы о которых в курсе только обслуживающий его электрик. Да и в целом изрядная часть электрощитков у нас в домах выглядят как-то так:

Поэтому работу в электрощите думается целесообразнее оставить профессионалам.

Во времена ламповой техники практически любое устройство имело цепи с опасным для жизни напряжением. Но эти времена давно ушли в прошлое. Сигнальные цепи современных электронных устройств, как правило, электробезопасны. Тем не менее, в устройствах с трансформаторным питание цепь первичной обмотки трансформатора, сетевой выключатель, патрон предохранителя находятся под опасным напряжением. А в случае безтрансфоматорного питания все части электрической схемы находятся под напряжением.

На рабочем месте надо иметь аптечку [18]. Как понимает автор (который не является врачом) в аптечке для реально смертельно опасных ситуаций, должен быть кровоостанавливающий жгут, бинт, гипотермический пакет. При этом не стоит забывать, что любые медицинские средства окажутся бесполезными, если их будет некому применять. Это особенно важно для радиолюбителей и вообще всех любителей, мастерить, которые запросто могут оказаться в мастерской одни, так что будет не кому ни то, что накладывать жгут или делать реанимационные мероприятия, но и просто вызвать скорую помощь.

Но по большей части аптечка поможет от мелких неприятностей, а если случилось серьезное несчастье надо вызывать «Скорую помощь» и приступать к оказанию доврачебной помощи. Автор этих строк не врач, так что медицинские советы давать не буду, тем более, что несложно найти правила первой помощи при электротравме [19] и массе других печальных ситуаций, которые могут приключиться с человеком. 

Важно особенность электротравм является то, что данное напряжение для одного человека в этот момент может оказаться сравнительно безопасным, а для другого может представлять смертельную опасность. Большая часть тканей человеческого организма насыщена водой, в которой к тому же растворены всевозможные соли, так что основным изолятором в человеческом организме является верхний ороговевший слой кожи. При чем сопротивление кожи может меняться в широких пределах (от 1000 до 100000 Ом [7]) у одного и того же человека. 

Кроме этого очень важен путь тока через тело человека. Опаснее всего протекание тока через область грудной клетки, где располагается сердце и мускулатура, обеспечивающая дыхание. По этой причине опаснее всего протекание тока по пути от руки к руке, или от руки (особенно левой) к ногам [20-22]. 

Одним словом, там где это возможно крайне желательно использовать низкие безопасные напряжения 42 В для сухих помещений и 12 В для влажных. Для чего следует использовать трансформаторы безопасности

Следует иметь в виду, что для переменного тока кроме напряжения приходится учитывать еще и его частоту. По сути, для переменного тока человек представляет собой электрическую цепь из двух последовательно включенных конденсаторов (кожные покровы в местах контакта) и резистора небольшого сопротивления (нижележащие насыщенные водой ткани).

При этом на очень низких частотах емкостное сопротивление кожи будет велико. С другой стороны на высоких частотах начнет сказываться скин-эффект – течение тока только по поверхности проводника. Кроме этого важную роль будет играть то, что основные носители электрического тока в организме человека это ионы, окруженные массивной «шубой» из молекул воды. Такие заряженные частица будут слишком инерционны и не смогут заметно сдвинуться под воздействием быстропеременного электрического тока. Таким образом, для человека максимальную опасность представляют именно токи промышленной частоты [23].

Еще одним крайне полезным устройством является устройство защитного отключения (УЗО), которое обесточивает электрическую цепь в тот момент, когда человек прикасается к токоведущим частям устройства. Хотя данное устройство не дает 100 % гарантии, все же широкое использование УЗО снижает смертность от электротравм на порядок. Пожалуй, по количеству спасенных жизней УЗО не сильно уступит ремню безопасности в автомобиле [24-26]. 

В заключение, по своему опыту автор может сказать, что ни разу не получал удар электрическим током когда твердо знал, что работает с опасным напряжением. Как думает автор по своему скромному личному опыту главными причинами поражений являются незнание и самоуверенность. Первое характерно для неопытных электриков, а второе для тех, кто считает себя очень опытным. 

Так однажды автор менял электрическую розетку у себя на кухне. Согласитесь, совсем не сложная операция. Перед заменой автор обесточил половину квартиры (зал, кухня, прихожая), а другую часть квартиры (спальня, коридор, санузел) автор зачем-то оставил под напряжением. Перед тем как начать работать с розеткой автор убедился, что электрическое освещение на кухне отсутствует, начал демонтаж старой розетки и получил удар током, к счастью оставшийся без последствий. Оказалось, что, не смотря на то, что розетка находится в кухне, питается она от линии, которая подает питание в другую, не обесточенную, часть квартиры. В общем, смотрите, вторую заповедь электрика.

Другой пример, посмотрите на этот прибор, вероятно, вам покажется, что это блок питания, на выходе которого присутствует пониженное и безопасное напряжение. 

По массе блок достаточно тяжелый, что однозначно намекает на наличие внутри массивного трансформатора, однако на деле там не трансформатор, а дроссель. Так что выходы блока питания имеют гальваническую связь с электросетью со всеми вытекающими последствиями.

Одним словом будьте осторожны, как ни банальна истина о том, что, экономя минуту можно потерять жизнь, но поспорить с данным утверждением сложно. Спешка может запросто привести к тому, что данное устройство окажется в жизни радиолюбителя последним. Одним словом соблюдайте правила техники безопасности [27-34].

 

  • 1) http://www.уцот.рф/ot1/trudohrana_762.htm
  • 2) http://electrica.pro/sites/default/files/ПТЭ.pdf
  • 3) http://chemistry-chemists.com/N4_2013/ChemistryAndChemists_4_2013-h3-1.html
  • 4) https://pikabu.ru/story/zapovedi_yelektrika_868439
  • 5) http://nepropadu.ru/blog/asylum/9113.html#comments
  • 6) http://wiki-fire.org/Статистика-пожаров-РФ-2014.ashx
  • 7) Борисов В. Г. Юный радиолюбитель. Изд. 8-е М.: Радио и связь 1992 г.
  • 8) http://radioskot.ru/publ/remont/remont_predokhranitelej/4-1-0-982
  • 9) Томин Ю. Где тонко. Юный техник 1996 г. №3 с.77-78
  • 10) http://cxem.net/master/28.php
  • 11) http://cxem.net/pitanie/5-119.php
  • 12) http://cxem.net/electric/electric18.php
  • 13) http://cxem.net/electric/electric7.php
  • 14) http://www.electrolibrary.info/main/pue-zazeml.htm
  • 15) http://energ2010.ru/Bilet_el_bezop/4-gruppa-ehlektrobezopasnosti-voprosy-i-otvety/estestvennye-zazemliteli-ispolzuemye-v-kachestve-zazemlitelej.html
  • 16) http://www.eti.su/articles/over/over_644.html
  • 17) http://cxem.net/electric/electric34.php
  • 18) http://radiokot.ru/start/other/safety/02/
  • 19) http://www.spas01.ru/book-1001/book-1006/
  • 20) http://electricvdome.ru/electrobezopastnost/deystvie-elektricheskogo-toka-na-cheloveka.html
  • 21) http://forum220.ru/effects-electric-current.php
  • 22) http://radio-hobby.org/modules/news/article.php?storyid=1086
  • 23) http://ftemk.mpei.ru/bgd/_private/faktory/chastota_rod.htm
  • 24) Монаков В. Электротехнические «подушки безопасности». Наука и жизнь №9 2009 с.52-55
  • 25) http://www.uzo.ru/books/SL092009.pdf
  • 26) http://radio-hobby.org/modules/news/article.php?storyid=933
  • 27) http://radiokot.ru/start/other/safety/01/
  • 28) Николаеко М.Н. Секреты радиолюбителя-конструктора.- М.:НТ Пресс, 2007. 320 с.
  • 29) https://www.youtube.com/watch?v=bk1ZNGY3ung
  • 30) https://www.youtube.com/watch?v=olTLodMYOT0
  • 31) https://www.youtube.com/watch?v=eHNoHid2kSg
  • 32) https://www.youtube.com/watch?v=GspPjMfWdn8
  • 33) https://www.youtube.com/watch?v=XiiWrSKibTQ
  • 34) https://www.youtube.com/watch?v=NY-tgbji7Sk

Специально для сайта Радиосхемы.ру — Denev

   Форум

   Обсудить статью БЕЗОПАСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА


Безопасное электричество дома

Безопасное электричество дома

Электрическая энергия – наш верный помощник. Телевизором, холодильником, утюгом, компьютером, стиральной машиной, электрическими лампочками мы пользуемся ежедневно и порой забываем об осторожности.

Но знай, что электричество может быть опасным – если не соблюдать простые правила обращения с ним:

  • Перед сном или уходя из дома, отключай электроприборы от сети. Постоянно работать может только холодильник.
  • Нельзя включать в одну розетку много электрических приборов, так как это может привести к перегрузке электросети, короткому замыканию и пожару.
  • Если прибор нагревательный – утюг или электрический камин, – не убирай его, пока он полностью не остынет.
  • Не прикасайся к электрическим розеткам и работающим электроприборам мокрыми руками! Не используй электроприборы в ванной.
  • Если розетка нагрелась, больше не используй ее, пока взрослые не установят причину нагрева.
  • Если тебе нужно сменить перегоревшую лампочку, сначала выключи осветительный прибор, аккуратно вывинти из патрона старую лампочку и замени ее новой. Только после этого можно включить свет. Делай все это только под наблюдением взрослых!
  • Никогда не пытайся самостоятельно устранить неисправность в электроприборе. В этом случае необходимо немедленно выключить его и вынуть вилку из розетки.
  • Смертельно опасно засовывать в электророзетку какие-либо предметы, особенно металлические. Эта шалость чревата пожаром электропроводки, ожогами на руке и более серьезными травмами.
  • Иногда неисправность в электроприборе приводит к короткому замыканию. В результате этого в доме гаснет свет, а остальные приборы отключаются. Ни в коем случае не предпринимай ничего самостоятельно. Дождись возвращения взрослых или обратись за помощью к соседям.
       

Единый телефонный номер ПАО «Ленэнерго» 8-800-700-14-71

Классный час (5 класс) на тему: Внеклассное мероприятие «Безопасное электричество»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ —

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 Г. БЕЛГОРОДА

Конкурс «Лучший урок по электробезопасности»  

Номинация «Лучшее мероприятие  по электробезопасности во внеурочное время в основной и старшей школе»

ИНТЕРАКТИВНОЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ «БЕЗОПАСНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО»

Автор разработки мероприятия:

 учитель русского языка и литературы,

классный руководитель 5 «В» класса

МБОУ СОШ №7 г. Белгорода,

Невструева Татьяна Александровна

 Белгород – 2014

Содержание

  1. Самоанализ темы
  2. План внеурочного мероприятия
  3. Библиографический список
  4. Методические рекомендации
  5. Приложение

Самоанализ темы

Интерактивное познавательно-игровое представление «Безопасное электричество» разработано в целях профилактики  детских электротравм в быту и вне дома.

Мероприятие помогает помочь юным участникам понять, как правильно пользоваться бытовыми электроприборами и как вести себя в нестандартных и опасных ситуациях дома и на улице.

Отличие мероприятия от обычной лекции или беседы по правилам электробезопасности заключается в том, что детям предлагается закрепить полученные знания. Для этого в представлении используются увлекательные игры, викторины, загадки.

Мероприятие разработано с учетом того, что многие пятиклассники являются аудиалами, некоторые визуалами, а некоторые кинестетиками. Поэтому в разработке использованы различные методы, помогающие усвоить информацию, к примеру, такие как устные загадки и правила безопасности, слайдовая викторина и интерактивные познавательные игры.

План внеурочного мероприятия

Тема: Мероприятие  по электробезопасности во внеурочное время

 в основной и старшей школе

Класс: 5

Цели внеурочного мероприятия:

  • расширить и укрепить знания школьников об электрической энергии и опасности, которую она несет;
  • подробно ознакомить с ролью электричества в быту и вне дома;
  • закрепить правила безопасного обращения с электроприборами.

Тип внеурочного мероприятия:

 Интерактивное познавательно-игровое представление

Структура внеурочного мероприятия:

  1. Знакомство с темой и целями мероприятия
  2. Интерактивная познавательная театрализованная

 часть мероприятия

  1. Игровая рефлексионная часть мероприятия

Продолжительность мероприятия  30-40  минут с учетом показа слайдов и интерактивных игр.

Материально-техническое оснащение внеурочного мероприятия:

  1. Костюмы участников театрализованной части мероприятия
  2. Интерактивная викторина, выводимая на экран

 с помощью проектора и ПК

  1. Музыкальное оформление

Ход внеурочного мероприятия

  1. Знакомство с темой и целями мероприятия

Ведущий: Ребята, сегодня у нас необычное мероприятие. Вы будете участвовать в познавательно-игровом представлении. А тему сегодняшнего мероприятия вы узнаете, отгадав загадки:

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество.

Это …  (электричество)

По тропинкам я бегу,

Без тропинки не могу.

Где меня, ребята, нет,

Не зажжется в доме свет.  (Электрический ток)

Вот этот предмет

К потолку повесили,

Стало в доме весело.

Она снаружи вроде груши,

Висит без дела днем,

А ночью освещает дом.  (Лампочка)

Без ног бежит,

Без огня горит,

Без зубов, а кусается.

(Электричество)

Ведущий:  Правильно, сегодня мы познакомимся с электричеством, узнаем, как оно попадает к нам в дом, и какие правила нужно соблюдать при обращении с электроприборами.

  1. Познавательная театрализованная часть мероприятия

Ведущий: Ребята, скажите, знаете ли вы, как электричество попадает в наши дома?

Электричество проделывает очень сложный и долгий путь от электростанций к нашим домам, поступая по линиям электропередачи. Электричество есть повсюду. Наша жизнь немыслима без него. Телевизоры, холодильники, чайники, магнитофоны, компьютеры, утюги, кондиционеры – все это не может работать без электричества.

(Звучит музыка, появляется «Розетка»)

Розетка: Вот интересно, значит, электричество само по себе -раз!- и в утюг влезло…..а обо мне вы забыли?! Без меня никак нельзя!!! Ребята, вы знаете, кто я такая?

 (Дети отвечают)

Розетка: Ну, хорошо, что узнали… Ребята, а какие вы знаете электроприборы? Отгадайте загадки!

В полотняной стране,

по реке-простыне

Плывет пароход,

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать. (Утюг)

Он с хоботом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль и сор. (Пылесос)

Полюбуйся, посмотри –

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет. (Холодильник)

У окошка я сижу,

На весь мир в него гляжу. (Телевизор)

Если кнопочку нажать,

Будет музыка звучать. (Магнитофон)

Шипит, как паровоз,

А красоту волосам дает всерьез. (Фен)

Электроприборы наши помощники, без них человеку было бы трудно.

– Что общего между всеми этими предметами?

(Они работают от электричества)

Розетка: Ребята! Вы хорошо знаете, какую важную роль играет электроэнергия в хозяйстве, быту и учебе. Она дает нам свет, тепло, приводит в движение различные механизмы, облегчающие труд человека. Но очень важно уметь пользоваться этой силой. Порой она может быть очень опасной для жизни, может нанести серьезную травму, ожог.

(Звучит музыка, выбегают два «хулигана»)

1 хулиган: Ха-ха-ха! Электричество опасно?! Да ни капельки!!!

2 хулиган: Вот послушайте, что мы вам расскажем об электричестве!

(Звучат «Вредные советы от хулигана»)

1 хулиган:

 Про электробезопасность расскажу вам, братцы, вкратце,
Электричество – не монстр, и не бойтесь вы его,
Не нужна здесь осторожность, ни к чему предохраняться,
Смело с ним вы обращайтесь – это знают все давно.

2 хулиган: 

Если где-то ты увидишь поврежденную розетку,
Или провод оголенный — никому не говори.
Заземли себя покрепче, сунь в розетку свои пальцы —
Ты увидишь космос раньше, чем промолвишь: «Раз-два-три!»

1 хулиган: 

Если ты, идешь из школы, утомленный и усталый,
И от скуки изнывая, увидал электрощит,
А на нем висит табличка, что «работают там люди»,
Ты сними ее скорее и рубильник подключи.

2 хулиган: 

Если где-то ты увидел с проводами поврежденья,
Не шуми и не волнуйся, не переходи на крик,
Ну а чтоб узнать точнее – есть, иль нет там напряжение,
Ты не трогай их руками, а попробуй на язык.

(Звучит музыка, выбегает «оборванный кабель», в хулиганов бросает «искры», мальчики с криками убегают)

Кабель: Ну до чего же глупые и вредные советы вам дали эти хулиганы!!!

Разве можно так себя вести с электричеством? Я вот, к примеру, сам себя боюсь… Ребята, может, кто-то из вас знает, что мне сделать, как вылечиться… поранили меня неумелые руки и теперь у меня искры летят во все стороны…

Розетка: дорогой кабель, тебя нужно забинтовать… только вот чем?

(Ребята подсказывают, что нужна изоляционная лента)

Кабель: Да-да, только это лучше пусть сделает умелый взрослый человек, только ему я могу доверить вылечить меня! Не скучайте, я скоро вернусь!

(Кабель уходит с изолентой)

Ведущий: Человек не может обнаружить электрический ток: он не имеет запаха, цвета и действует бесшумно. Чтобы электричество было другом и помощником, надо запомнить  десять «НЕЛЬЗЯ».

Кто знает, как нужно обращаться с электроприборами?  Как вести себя рядом с линиями электропередачи и электроподстанциями?

Дома:

-Нельзя тянуть вилку из розетки за провод;

-Нельзя браться за провода бытовых электроприборов мокрыми руками;

-Нельзя пользоваться неисправными электроприборами и разбирать их включенными в розетку;

На улице:

-Нельзя разжигать костры, складывать воспламеняющиеся предметы под проводами;

-Нельзя ловить рыбу вблизи линий электропередачи;

-Нельзя запускать воздушных змеев и планеры возле энергообъектов;

-Нельзя забрасывать какие-либо предметы на провода и трансформаторы;

-Нельзя открывать двери трансформаторных подстанций и электрощиты на лестничных площадках, играть вблизи энергообъектов;

— Нельзя во время грозы купаться в водоемах, прятаться под деревьями, надо идти домой;

-Нельзя залезать на опоры линий электропередачи, подходить к оборванному проводу ближе, чем на 8 метров.

И еще нужно запомнить: если вы увидели, что кто-то попал под действие электрического тока, немедленно позовите на помощь взрослых.

  1. Игровая рефлексионная часть мероприятия

Ведущий: Давайте пофантазируем, что будет, если электричества не станет. И не в нескольких домах, а во всем городе, и не на пару часов, а на недельку.

Делаем вывод, что электричество нам нужно и полезно. Электричество – это уют, удобство, комфорт, и без него сегодня невозможна современная жизнь. Без электричества не было бы компьютеров, радио и телевидения, человек не полетел бы в космос.

Ток создают электроны – маленькие-маленькие частицы. Электроны любят толкаться, причём научились толкать друг друга даже на большом расстоянии. Чем ближе один электрон к другому подходит, тем сильнее они друг от друга отталкиваются: подскочат друг к другу, оттолкнутся и снова разлетятся в разные стороны. Когда таких свободных электронов собирается в каком-то предмете много, они мечутся по нему, ищут, как бы разбежаться, и, если дорожка находится, бегут по ней, сломя голову, как ручеёк под горку. Такие дорожки для электронов вы видели много раз: это провод.

(Выходит «вылеченный» кабель, ведущий указывает на него)

Ведущий: Сверху он одет в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких, маленьких проволочек. Вот по этим проволочкам ток и попадает в розетки, а затем в электроприборы.

Кабель: Ребята, давайте попробуем изобразить электрический ток!

Интерактивная игра «Шустрые электроны»

(Часть ребят берутся за руки и изображают провод. На одном краю – Розетка с вилкой и тройником, на другом – Кабель с фонариком. Когда втыкаем вилку в розетку, электроны бегают вокруг провода, дети пускают электрическую волну, фонарик загорается. Когда выключаем – фонарик тухнет. Говорим, что ребята бегали быстро, а электроны – в миллионы раз быстрее, так быстро, что создают реку невидимого огня – электрический ток.)

Ведущий: Но самое страшное, что опасность невозможно заметить, потому что.. можем мы увидеть электричество? Попробовать его на вкус? Почувствовать его запах? Нет. То, что мы видим свет, слышим гудение прибора и даже иногда запах паленого провода – это всего лишь результат работы, которую проводит электричество. Электричество – вещь серьезная, и шутить с ним нельзя.

Некоторые предметы могут замораживать, останавливать наши маленькие электроны. Они защищают нас от электричества. 

 Это дерево, воздух, резина, пластмасса – электричество вязнет в них и ток по ним не идет. Поэтому каски монтеров делают из пластмассы, ручки отверток и прочего железного инвентаря – из резины, монтеров тоже защищают перчатки и сапоги из толстой резины. Такие предметы называются изоляторы – потому что они изолируют, отделяют все, что может ударить электричеством, от человека, делают его безопасным.

А какие предметы усиливают действие электричества? Это вода, земля и металл – по ним оно несется с удвоенной силой, как камни по ледяной горке. Если по этим предметам идет электричество, мы ни при каких условиях их не трогаем и к ним не приближаемся! Эти предметы называются «проводниками» – потому что они легко проводят электричество.

Поэтому провода и вилки розеток делают из металла, чтобы ток шел по ним быстрее и ему ничего не мешало. А штепсель делается из резины, розетку – из пластмассы, провода заключают в пластмассовую обмотку. Все это защищает нас от удара током. Поэтому когда засовываем вилку в розетку, мы никогда не трогаем металлические части и не засовываем ничего внутрь.

Розетка:   Что случается с теми, кто не выполняет эти правила? Давайте разомнемся и немножко поиграем! У нас есть мячик-говорун. Мы начинаем фразу, тот, кто ловит мяч – заканчивает! 

Игра «Мячик-говорун» (кидаем тому, кто должен закончить фразу)

Раз, два, три, четыре –
У кого пожар (в квартире)

Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил(утюг)

Красный отблеск побежал.
Кто с розеткою (играл)

Помни каждый гражданин это номер (ноль один)

Дым увидел – не зевай и пожарных(вызывай)

Чтоб не кончилось бедой, Ток нельзя тушить.. (водой.)

Ты запомни, юный друг:
Ток не любит мокрых рук.
Прежде чем прибор включать,
Надо руки (вытирать)

Кабель: А теперь представим ситуацию. Прошла гроза, вы вышли во двор подышать свежим воздухом… И видите, что дерево упало на провода и оборвало их оборванные провода концом касается земли. Как вы думаете, это опасно? Что вы будете делать?

(Ребята пытаются дать ответ)

Ведущий: Если провод порвется и упадет, ток по нему продолжает идти, но он уходит в землю, и по ней разливается электрическая лужа. Лужа невидимая, но очень опасная. Стоит человеку сделать шаг внутрь невидимого круга, попадаешь под действие очень сильного электричества. На краю круга человек упадет в обморок, а ближе к центру – может умереть на месте. Поэтому к проводу ни в коем случае нельзя подходить поближе, убирать его с дороги – наоборот нужно отойти как можно дальше. Насколько же дальше нужно отойти? На 8 метров! Если в углу лежит провод, как далеко вы бы отошли от него?

 (Двигательная активность: дети встают в цепочку, раскинув руки, измеряем живую цепь, пока она не достигнет длины 8 м)

Давайте все встанем. По очереди первый, второй… нам нужен еще один… Стоп! Вот как далеко нужно отходить от оборванного провода.

Есть еще один секрет. Нельзя обходить провод обычным шагом. Когда по земле идет электричество, чем шире человек шагает, тем сильнее его ударит током. А почему? Помните, мы говорили, что электроны толкаются беспорядочно и как только находят дорожку, устремляются все туда. Такую дорожку они прокладывают человеку по ногам: электричество заходит в одну ногу и выходит через вторую. Это очень больно, больнее, чем кипяток. Наша задача – не дать электричеству проскочить между ногами. Но как можно обмануть ток? Нужно притвориться, что у нас одна нога.

Как это сделать? Можно прыгать на одной ноге. Но если потерять равновесие и коснуться второй ногой или рукой земли, нас ждет неминуемый удар током, потому что электричество тут же проложит по телу дорожку.

Обходить нужно специальным шагом. Таким шагом шпионы проникают на секретные объекты, охраняемые электричеством. Нужно идти гуськом, мелкими-мелкими шагами, не отрывать ноги от земли и друг от друга. Плотно приставляем ноги, чтобы между ними не было щелочки – как будто у нас одна нога – и та приросла к земле. Поэтому самый надежный способ – обходить провод специальным шагом.

(Двигательная активность: все вместе идем гуськом, поправляем тех, у кого неправильно получается).

Розетка: Кстати, во время грозы бывает молния, а это тоже электричество! Поэтому в грозу нельзя купаться в водоеме и даже пользоваться сотовым телефоном! А если вы увидели, что кого-то ударило молнией, нужно сразу же вызвать «Скорую помощь», но самому подходить к пострадавшему нельзя!

Ведущий: Ребята, а сейчас мы проверим, как вы запомнили всё то, о чем мы сегодня говорили!

Проведем викторину.

(На экран с помощью ПК выводится интерактивная викторина «Подружись с электричеством»)

Ведущий: Молодцы! Вы все запомнили правила электробезопасности!

Кстати, наш земляк, белгородский поэт и писатель Вячеслав Колесник написал целую книжку стихов для детей об электробезопасности. Книга называется «Энерголандия». Давайте все вместе споем песенку на стихи Вячеслава Колесника, и запомним, что электричество может быть безопасным только в аккуратных, и умелых руках.

В стране Энерголандии –

Сияет дивный свет,

В стране Энерголандии –

Чего здесь только нет!

Приборов электрических

Полезных тут не счесть.

Светильники, паяльники,

Духовки, люстры, чайники

Видны повсюду здесь.

Страна Энерголандия –

В ней так уютно жить!

Но жить ещё комфортнее

Тем, кто готов с законами

Страны этой дружить!

Ведущий: Спасибо, ребята, за активное участие в нашем мероприятии! Помните о правилах электробезопасности! Будьте здоровы и счастливы!

Библиографический список:

  1. Вячеслав Колесник. Энерголандия. Стихи для детей по энергобезопасности. МРСК-ЦЕНТРА, 2013 г.
  2. Портал о безопасном электричестве. http://clients.mrsksevzap.ru/podryjis_s_elektrichestvom
  3. Правила электробезопасности детям. http://www.moesk.ru/press/dobroeel/pravila/Pravila%20elektrobezopasnosti%20detyam.php

Методические рекомендации

Для мероприятия следует подобрать просторное помещение с экраном и проектором для викторины.

Для успешного проведения мероприятия следует подготовить группу учащихся, которые будут исполнять роли Розетки, Кабеля и Хулиганов.

Во время игр следует задействовать всех присутствующих детей.

Исполнение песни идет под гитару (аккомпанемент ведущего), текст песни должен быть размножен на всех участников мероприятия.

Приложение

  1. Викторина на DVD-диске вместе с видеофайлом мероприятия.
  2. Музыкальные файлы для сопровождения выхода участников театрализованной части мероприятия.

Классный час (2 класс) на тему: Классный час «Безопасное электричество — детям»


Классный час
Безопасное электричество – детям.
Цели и задачи: раскрыть роль электричества в быту, сформировать представления о том, как электричество вырабатывается и поступает в дом, познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами; показать, чем опасно поражение электрическим током, как выглядит опасность и почему она возникает; воспитывать бережное отношение к своей жизни.

Оформление: На доске написана тема урока и эпиграф. Картинки электроприборов и плакат электробезопасности; на партах у учеников правила электробезопасности.
Эпиграф: «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем».
Учитель: Начинаем классный час. А тему вы узнаете, отгадав загадку:
Без ног бежит,
Без огня горит,
Без зубов, а кусается. (Электричество)
— Ребята посмотрите вокруг, как светло, хорошо. Давайте закроем глаза. Что же произошло? (Стало темно).
— А как же быть с наступлением вечера, темноты. Ведь, когда темно совершенно ничего не видно? (ответы детей)
Люди перестали пользоваться и свечками, и газовыми фонарями, и керосиновыми лампами, когда один очень умный человек изобрел ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЛАМПОЧКУ. Она горела ярко и была удобной и безопасной. И сегодня любой малыш может влезть на стул, щелкнуть выключателем, и… загорится свет!
— А почему горит лампочка? Что заставляет работать лампочку? Отгадайте загадку:
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня ребята нет,
Не зажжется в доме свет
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам? (Электрический ток).

К нам в гости на урок пришла… Отгадайте загадку и узнаете её сразу.
Этот предмет,
К потолку повесили,
Стало в доме весело.
Она снаружи вроде груша,
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом. (Лампочка)
^ Учитель: Давайте разберемся, что такое электрический ток. И в этом нам поможет обыкновенная лампочка.
Лампочка. Здравствуйте, мои дорогие мальчики и девочки. Итак, я пришла вам рассказать, что же такое электрический ток. Представьте себе обыкновенный улей со множеством пчел. Пчелы, так же как и люди, бывают злые и добрые. Они приносят людям добро, добывая мед, но если человек не соблюдает некоторые правила, то пчелы могут разозлиться и сделать ему больно, искусав его. Так же и электрический ток состоит из множества маленьких частиц, которые ведут себя, как пчелы. Если человек ведет себя по правилам, то электрический ток делает ему добро, то есть освещает комнаты, улицы, приводит в действие телевизоры, магнитофоны и т. п., но если человек не соблюдает правила, то электрический ток может разозлиться, и это приведет к большим бедствиям, о которых вы еще услышите позже.

Учитель. К нам в класс пришли два горе- охотника, которые в своё время, не зная простых правил, были наказаны электрическим током.
Вы хотите послушать, как это произошло? (Да)
Давайте послушаем что же расскажет нам охотник Вова.
1 охотник- Вова
Однажды пошел я на охоту, но случилась огромная неприятность: я забыл дома патроны. И, заметив это, уже решил возвращаться домой, как вдруг возле дороги увидел на дереве глухаря. Я решил попытаться поймать его руками. И вот стал думать, как бы подобраться к нему, чтобы он меня не заметил. А рядом с деревом стоял столб. С этого столба свисал провод, и я решил подобраться к птице с помощью этого провода. Надо сказать, что в школе я не очень хорошо учился и про электрический ток не знал ничего. И только я взялся за провод, как все мое тело пронзила ужасная боль. Я закричал, а моя добыча улетела. Вот такая со мной приключилась история. С тех пор я точно знаю и всем говорю, что нельзя трогать руками висящий или торчащий откуда-нибудь провод и, конечно же, нельзя наступать на него ногами.

— И какой же урок вы извлекли из рассказа? (Ответы детей)
(Ученики выбирают у себя на партах правило и показывают учителю. Один ученик читает и закрепляет правило на доске.)

ПРАВИЛО. Никогда не дотрагивайся до провода, висящего или торчащего откуда-нибудь, потому что он может находиться под высоким напряжением!

Учитель. Ну а теперь, дети послушаем ещё один рассказ – охотника Димы.
2-й охотник Дима. Ребята, я расскажу вам историю, которая приключилась со мной и моим товарищем ни на охоте (хотя я тоже большой любитель поохотиться), а в стенах моего дома. Все началось с того, что ко мне пришел мой товарищ, Рома. Мы сели смотреть футбол по телевизору (мы к тому же еще и заядлые болельщики), и на самом интересном месте телевизор сломался. Я не знаю, что случилось, так как я со всем не понимаю в электронике, но все же мы с Ромой решили попытаться починить телевизор. Рома не был великим мастером, но, по крайней мере, у себя дома он ремонтировал все сам. В спешке так как Рома очень хотел посмотреть футбольный матч, он забыл выключить телевизор – не вытащил провод из розетки. И вот когда он дотронулся до внутренних частей телевизора, его так ударило током, что он весь затрясся. Я, конечно, очень испугался за него и поспешил ему помочь. Но в этот момент, когда я дотронулся до своего товарища, чтобы оттолкнуть его от телевизора, меня тоже ударило током, ведь человек является хорошим проводником электрического тока. И если бы в эту минуту не отключили электричества в нашем доме, я не знаю, что бы с нами было! Вот такая история.

Учитель. Что неправильно сделали охотники? (Ответы детей)
(Ученики выбирают у себя на партах правило и показывают учителю. Один ученик читает и закрепляет правило на доске)

ПРАВИЛО. Не пытаться самим починить неисправные электроприборы. При продолжающемся воздействии тока прикасаться к пострадавшему голыми руками опасно.

Учитель. Спасибо вам за ваши рассказы. Я думаю, что ребята многое поняли и не будут повторять ошибок. Правда, ребята?

Учитель: У вас на партах лежит Памятка «Электричество друг или враг?». Давайте её прочитаем.

Учитель: Ребята, вы любите сказки? (Учитель читает стихотворение, в руках кукла Золушка).
Про бедную Золушку сказку читаю,
Но как ей помочь, к сожалению, не знаю.
Не справиться девушке с тяжкой работой,
А на балу оказаться охота.
Никто не оценит бедняжки стараний!
Ей так не хватает машины стиральной.
Приходится Золушке дом убирать,
Но где пылесос, чтобы ей помогать?
Как трудно тарелок огромную груду
Помыть без машины, что моет посуду.
А надо еще приготовить обед…
Как жаль, что электроплиты в доме нет.
Присела бедняжка – всего не успеть.
Сейчас телевизор бы ей посмотреть!
Однако работает, сил не жалея,
Надеется только на добрую Фею.
Учитель:
-Ребята, поможем Золушке? А я вам подскажу, как это можно сделать.
Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно. Ребята, а у вас дома есть электроприборы? Назовите их.
Учитель:
-Ребята, а вы хотите, чтобы Золушка попала на бал?
(Ответы детей.)
Сейчас каждый из вас сделает Золушке подарок, а какой – вы узнаете, собрав картинку. Собирать надо внимательно, чтобы прибор работал исправно.

Дидактическая игра «Собери картинку». (работа в парах)
Дети выкладывают электроприборы из разрезных картинок.

Учитель:
-Посмотри, Золушка, какие у нас ребята добрые, отзывчивые, старательные. Они всегда готовы помочь в беде. А сейчас, Золушка, дети расскажут тебе,  для чего нужен каждый электроприбор.
Учитель:
-Для чего нужен этот прибор?
-Что мама хранит в холодильнике?
-Какая передача у тебя самая любимая?
Ответы детей.

Учитель:
-Золушка, теперь ты все знаешь об электроприборах, которые помогут тебе выполнить домашнюю работу и поехать на бал.
Золушка-кукла  уходит.

Физкультминутка. 
Давайте отдохнем.

  • Называю электроприбор – хлопаете в ладоши
  • Не электроприбор – не хлопаем в ладоши
    Утюг, стол, телевизор, диван, компьютер, стакан, миксер, ковер, шкаф, холодильник.

Игра «Ток бежит по проводам».
Ход игры:
Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова:
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
Учитель:
А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то  с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов», где мы научимся ловить электричество.
Опыты.
На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает  повесить их на стену. (Ученики пытаются повесить их на стену, у них не получается).
Учитель:
1.Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения детей).
Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество,  и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.
А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся).
Что тогда происходит с волосами? (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны).
Вывод:  в волосах тоже живет электричество.
2. Электризуемся сами.
Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
3. У меня в руках руль. Я нажимаю на кнопку, а он молчит. Что случилось? (ответы детей). Действительно, в нем нет батарейки. Сейчас я поставлю батарейку – плюс к плюсу, минус к минусу. Игрушка заработала. Почему?
Что за сила такая скрывается в батарейках? (ответы детей)
Техника безопасности (работа с плакатом)
Электричество наш друг и помощник. Но может стать нашим врагом если не знать правила безопасного пользования электричеством.

  1. Используй электрические розетки только по назначению.
  2. При любой поломке вызови мастера.
  3. Не включай электроприборы во влажных помещениях.
  4. Не подходи к поврежденным электрическим проводам.
  5. Не открывай электрические щиты.

Не оставляй включенный утюг без присмотра.

Итог:
— Электричество друг или враг?
— Ребята, а как вы думаете. Мы сегодня всё узнали об электричестве?
— Конечно же нет, мы только затронули поверхностно эту тему, а более глубоко вы будете изучать её в старших классах на уроках физики.

ПРАВИЛО №1

Никогда не дотрагивайся до провода, висящего или торчащего откуда-нибудь, потому что он может находиться под высоким напряжением!

ПРАВИЛО №2

Не пытаться самим починить неисправные электроприборы. При продолжающемся воздействии тока прикасаться к пострадавшему голыми руками опасно.

«Электричество – друг или враг?»


           Электрическая энергия – наш верный помощник. Это свет в твоем доме. Благодаря электричеству работают телевизор и компьютер, холодильник и стиральная машина. Электропоезда доставляют пассажиров и грузы на большие расстояния. Электричество приводит в движение приборы и станки на заводах.

 
           Но знай, что электричество может быть опасным – если не соблюдать простые правила обращения с ним.

«Электричество – друг или враг?»


           Электрическая энергия – наш верный помощник. Это свет в твоем доме. Благодаря электричеству работают телевизор и компьютер, холодильник и стиральная машина. Электропоезда доставляют пассажиров и грузы на большие расстояния. Электричество приводит в движение приборы и станки на заводах.

 
           Но знай, что электричество может быть опасным – если не соблюдать простые правила обращения с ним.

«Электричество – друг или враг?»


           Электрическая энергия – наш верный помощник. Это свет в твоем доме. Благодаря электричеству работают телевизор и компьютер, холодильник и стиральная машина. Электропоезда доставляют пассажиров и грузы на большие расстояния. Электричество приводит в движение приборы и станки на заводах.

 
           Но знай, что электричество может быть опасным – если не соблюдать простые правила обращения с ним.

«Электричество – друг или враг?»


           Электрическая энергия – наш верный помощник. Это свет в твоем доме. Благодаря электричеству работают телевизор и компьютер, холодильник и стиральная машина. Электропоезда доставляют пассажиров и грузы на большие расстояния. Электричество приводит в движение приборы и станки на заводах.

 
           Но знай, что электричество может быть опасным – если не соблюдать простые правила обращения с ним.

Безопасное электричество (электробезопасность) — Электробезопасность — Каталог статей по электрике

Данная статья подготовлена по материалам предоставленным специалистами Главного управления МЧС России по Красноярскому краю и Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия.

В законах давно регламентируется и требуется, чтобы в жилых и коммерческих объектах все материалы, приспособления, электроприборы и электрооборудование были выполнены и установлены  в точном соответствии с техническими требованиями, а подключение объектов к электросетям осуществлялось в соответствии с техническими условиями.

Сами бытовые и производственные электроприборы должны быть снабжены заключением о качестве, иначе они представляют потенциальную опасность. Все электроприборы должны быть сделаны квалифицированными специалистами и на них должны быть установлены особые выключатели, отключающие электроэнергию в случае пробоя или поражения электрическим током, а также быть заземлены, что уменьшает риск поражения током.

Чтобы иметь гарантии электрической безопасности (см. термин Электробезопасность в нашем словаре электрика), нужно обращаться за помощью к соответствующим квалифицированным специалистам.

Основные меры предосторожности (электробезопасности) в квартире или частном доме:

  • нельзя мыть бытовые электроприборы, если они подключены к сети. Также при замене лампочки, предохранителя, либо элементов оборудования, обязательно отключите общий выключатель электричества в квартире;
  • нельзя использовать мокрые фены, электробритвы и другие бытовые приборы. А также нельзя их использовать, если они имеют оголенные токопроводящие концы или детали;
  • нельзя держать включенными бытовые электроприборы в ванной, так как там образуются токопроводящие водяные пары.
  • Радиодинамик или лампочка, подключенные к сети и упавшие в ванну во время купания, вызывают тяжелые последствия, вплоть до летальных.
  • Розетки не должны быть расположены слишком близко к ванне или раковине;
  • не вынимайте вилку из розетки за шнур, т.к. он лекго может оборваться, оголив проводники, находящиеся под напряжением;
  • не ремонтируйте вилки электроприборов с помощью изоленты, меняйте их сразу, если они сломались;
  • не беритесь за утюг мокрыми руками и не гладьте, стоя на полу босиком, так как в случае электрического поражения, это облегчит проход тока через тело в землю;
  • помните, что шнур утюга притягивает детей, и держите утюг в недосягаемом для них месте, никогда не оставляйте включенный электроутюг без присмотра;
  • не накручивайте шнур вокруг горячего утюга, это может повредить изоляцию провода;
  • прежде чем налить воду в емкость отпаривателя утюга, вытаскивайте вилку из розетки;
  • не включайте больше одной вилки в розетку, несколько вилок могут вызвать короткое замыкание и пожар;
  • когда вы закончили пользоваться удлинителем, сначала выдерните вилку из розетки, а затем уже сворачивайте его;
  • обнаруженные оголенные места и обрывы электропроводов надо немедленно ремонтировать;
  • не осуществляйте ремонт элетропроводки самостоятельно, лучше предоставьте эту работу квалифицированным электрикам;
  • при самостоятельном ремонте приборов находящихся под напряжением помните золотое правило электромонтеров — одну руку держать за спиной, в этом случае риск поражения с летальным исходом значительно меньше.

Пользуясь любым электроприбором, всегда помните об опасности. Поражение электротоком может проявляться в удушье, различных ожогах с повреждением не только кожи, но и нервной системы, параличах дыхательных путей, сердечной мышцы и даже вызвать смерть человека.

В экстренных ситуациях, при поражении током (см. термин Поражение электрическим током в нашем словаре электрика) необходимо немедленно отключить общий выключатель или вилку электроприбора. Чтобы избежать риска электрического удара, нельзя прикасаться к пораженному током человеку руками до тех пор, пока не будет отключен ток. Используя сухие деревянные или другие токонепроводящие предметы, следует отодвинуть его от источника энергии (лучше, чтобы ноги оказывающего помощь были изолированы резиновой обувью). Если случай тяжелый, то вызовите скорую помощь. Если человек в сознании, оставьте его лежащим на спине с ногами, поднятыми на 30 см, в противном случае положите его на бок с приподнятой головой и коленями, согнутыми в положении анти-шок, укройте его легким одеялом; при обширных ожогах не применяйте холодную воду, чтобы избежать ухудшения шокового состояния. 

Главные опасные факторы в быту и вне дома

Из бытовой техники наиболее опасны стиральные машины: они устанавливаются во влажном помещении, вблизи водопровода, и электрический кабель бросается, как правило, просто на пол.

Не менее опасны и электронагреватели: электрические приборы, имеющие металлический корпус, опаснее приборов в корпусе из пластмассы.

В домашних условиях случаются смертельные исходы из-за одновременного прикосновения к поврежденному электроприбору и к батарее водяного отопления или водопроводной трубе. Вывод: все трубы покрывать толстым слоем краски. 

Простые меры безопасности в быту и вне дома

Перед включением электрической вилки в розетку убедитесь, что она именно от того прибора, который вы собираетесь включить. Также после выдергивания вилки из розетки проверьте, что не ошиблись.

Если провода (шнуры) от соседних устройств похожи, сделайте их разными: оберните изоляционной лентой или покрасьте.

Не беритесь за электрическую вилку мокрой рукой.

Не вбивайте гвоздь в стену, если не знаете, где проходит скрытая электропроводка.

Следите за тем, чтобы розетки и другие разъемы не искрили, не грелись, не потрескивали. Если контакты потемнели, почистите их и устраните причину неплотного соединения.

Не рекомендуется ходить под высоковольтными линиями электропередачи. Создаваемое ими в воздухе электрическое напряжение вредно действует на организм.

Не следует приближаться к оборванному проводу: может поразить шаговое напряжение (см. термин Напряжение шага в нашем словаре-справочнике электрика). Если все-таки приходится пересекать опасную зону возле лежащего на земле провода, надо делать это бегом: чтобы одновременно только одна нога касалась почвы.

При входе в троллейбус не следует прикасаться рукой к его борту. Корпус троллейбуса может находиться под напряжением из-за пробоя изоляции. Лучше впрыгивать в троллейбус, а не входить; чтобы не было ситуации, когда одна нога на земле, а другая — на подножке троллейбуса. Электрички и трамваи в этом отношении не опасны, потому что всегда заземлены.

Это лишь основные моменты, которые помогут вам использовать электричество безопасно для себя и окружающих вас людей.

 

Компания «Электро911» — это решение любых задач по электрике, проектированию и мотажу.
Подключаем любые бытовые, производственные и промышленные электроприборы, найдем скрытую проводку, сделаем проект, проведем электромонтажные работы, проконсультируем!
+7 (391) 252-0-911

— — — — —
Статью подготовил: Юрий Ом (псевдоним — прим. ред.) специально для официального сайта компании «Электро911».

Конспект занятия «Опасное-безопасное электричество»

МБДОУ детский сад № 46 «Одуванчик» г. Димитровград Ульяновская область

Конспект НОД по теме «Опасное и неопасное электричество»

Воспитатель: Исмоилова Светлана Анатольевна

Участники мероприятия: воспитанники и педагоги МБДОУ №46, обучающиеся МБОУ СОШ №2 г.Димитровграда.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье, физическая культура.

Программные задачи:

— познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток», с причиной проявления статического электричества»;

— уточнить и расширить знания о бытовых электроприборах;

— ознакомить с основными правилами пользования электроприборами;

— развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

— развивать мышление, речь детей;

— воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

— вызвать радость от открытий, полученных от опытов.

Материал и оборудование: карточки «Бытовые электроприборы», иллюстративный материал «Откуда берётся ток», карточки-схемы «Правила пользования электроприборами», дидактическая игра «Что есть, что было», пластмассовые расчёски, кусочки шерстяной ткани, бумажные бабочки, игрушка пианино, батарейка, конфетти, лоточки.

Предварительная работа: рассматривание картинок «Бытовая техника», беседа о правилах обращения с опасными предметами (режущими, колющими, взрывоопасными, …), чтение С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», К.Нефёдова «Как Коля муху ловил», «Сгоревшее печенье», загадывание загадок, сюжетно-ролевая игра «Семья».

Ход мероприятия:

Дети играют в хороводную игру «Кто позвал тебя, узнай». Входит Незнайка. Здоровается.

Дети: — Здравствуй!

Воспитатель: — Ребята, вы узнали, кто к нам пришел в гости?

Дети: — Незнайка.

Незнайка: — Ребята, я пришёл к вам за помощью. Я боюсь оставаться в доме один. Думаю, что что-нибудь взорвётся или загорится.

Воспитатель: — Дети, давайте поможем Незнайке. Объясним, что в доме оставаться одному совсем не страшно. А чтобы ничего не случилось, надо знать и соблюдать правила безопасного поведения в доме. Сейчас мы попробуем определить, какие опасности могут быть дома. Какие предметы в доме можно считать опасными?

Незнайка: — А какие же это предметы?

Дети: — Острые, колющие, режущие, взрывоопасные, лекарства.

Воспитатель: — Ребята, а ещё есть бытовые электроприборы. И каждый из них таит в себе опасность.

Незнайка: — Что значит «бытовые»?

Воспитатель: — Это значит помогают человеку в быту, в повседневной жизни.

Незнайка: — Какие же это приборы?

Дети: — Телевизор, пылесос, холодильник, стиральная машина, электроплита, электрочайник и т.д.

Незнайка: — А как они помогают человеку? Что они делают?

Воспитатель: — Сейчас об этом дети расскажут.

Дети берут по карточке с изображением электроприбора и по-очереди рассказывают.

1. Электрическая лампа нужна для того, чтобы давать свет.

2. Холодильник нужен для хранения продуктов.

3. Пылесос помогает убирать квартиру, удаляет пыль.

4. Стиральная машина предназначена для стирки белья.

5. Утюг – для глажения одежды.

6. Электроплита – для приготовления пищи.

7. Электрочайник – для кипячения воды.

8. Микроволновая печь – для приготовления и разогревания пищи.

Незнайка: — А почему эти предметы называют электроприборами?

Воспитатель: — Ребята, может вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: — Да, правильно. Потому что работают от электричества. Без электричества не сможет работать ни одни электроприбор. Вот мы вставляем вилку в розетку и происходит чудо: электроприбор оживает. Что же такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться вы узнаете, отгадав загадку.

Ребёнок:

— Что за зверь сидит в розетке?

Из какой сбежал он клетки?

Как на свет он появился?

И в розетке поселился?

(Электрический ток)

Воспитатель: — так что же это такое?

Дети: — Электрический ток.

Незнайка: — А что такое электрический ток? И откуда он берётся?

Воспитатель: — Я сейчас вам объясню. Вы видели, как течёт вода в реке? Так вот, электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам маленькие-премаленькие частицы – электроны. И течёт эта электрическая река по проводам в определённом направлении. Вырабатывают электрический ток большие мощные электростанции. Затем ток очень высокого напряжения течёт по толстым проводам высоковольтной линии. Потом попадает на специальные подстанции, которые снижают его напряжение. И только после этого по обычным проводам электричество перетекает в наши дома, попадая в выключатели и розетки. Но подробнее вы узнаете об электричестве на уроках физики, когда пойдёте в школу.

Незнайка: — Да, в каждом доме есть электричество. А в вашей группе есть электричество?

Ответы детей.

Воспитатель: — Дети, а по каким предметам вы догадались, что в группе есть электричество.

Дети: — Розетки, лампочки, выключатели.

Воспитатель: — Правильно, электричество есть сейчас в каждом доме. Это наш самый первый помощник. С помощью электричества работают все наши приборы.

Незнайка: — А раньше было электричество?

Воспитатель: — Нет, много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось человеку справляться с жизненными проблемами. Давайте, ребята, на несколько минут вернёмся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества.

Незнайка: — А всё ли электричество опасно?

Воспитатель: — Нет, Незнайка, есть ещё электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живёт повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно интересно поиграть. И сейчас мы превратимся в волшебников и поучимся ловить неопасное электричество. Произносим слова: раз, два, три, четыре, пять – хочу волшебником я стать.

Дети проходят и садятся за столы.

Опыт 1.

Перед детьми на столе лежат кусочки шерстяной ткани, пластмассовые палочки, бумажные бабочки.

Воспитатель: — Дети, возьмите палочку и прикоснитесь к бумажным бабочкам. С бабочками что-то происходит? (Нет)

— Как же заставить бабочек притянуться к палочке?

Предположения детей.

— Сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им палочку. Медленно поднесите её к бабочкам и тихонько поднимите её. Что же происходит с бабочками? (Бабочки притянулись к палочке)

— Как же палочка стала электрической? (Её натёрли кусочком ткани)

— А на себе вы когда-нибудь ощущали лёгкий треск, а иногда даже искры, когда снимали одежду?

Вывод: электричество живёт в одежде.

Воспитатель: — А теперь попробуем сделать другие предметы волшебными.

Опыт 2.

Перед детьми на лоточках конфетти и пластмассовые расчёски.

Воспитатель: — Ребята, прикоснитесь расчёской к конфетти. Что произошло с конфетти?

Предположения детей.

Воспитатель: — Возьмите расчёски и потрите их о волосы. Поднесите расчёски к конфетти. Что произошло?

Ответы детей.

Вывод: Электричество живёт не только в одежде, но и в волосах.

Опыт 3.

Незнайка: — Ребята, а в игрушках может быть электричество? Я люблю играть на гитаре.

Незнайка замечает пианино в группе.

Незнайка: — А вот и пианино! Сейчас я вам сыграю.

Незнайка нажимает на кнопку, а оно молчит.

Незнайка: — Почему же оно не работает? (Ответы детей.)

Незнайка: — Действительно, там нет батарейки.

Воспитатель: — Сейчас, Незнайка, мы поставим батарейку и посмотрим, что же будет. Поставим так – плюс к плюсу, минус к минусу. Игрушка заработала. Почему? Что за сила такая скрывается в батарейках? ( Ответы детей.)

Воспитатель: — Да, когда мы поставили батарейку, через игрушку пошёл электрический ток. И она заработала.

Вывод: в батарейках живёт неопасное электричество.

Воспитатель: — Ребята, а в бытовых электроприборах опасное или неопасное электричество?

Ответы детей.

Воспитатель: — А чем оно опасно?

Ответы детей.

Воспитатель: — Как много вы сегодня узнали об электричестве. Но каждый из вас должен знать и помнить, как правильно обращаться с электричеством, как пользоваться электроприборами, чтобы не было беды.

— Запомните такие правила безопасности (по карточкам-схемам):

1. Не дотрагивайся до проводов и электроприборов мокрыми руками!

2. Пользуйся только исправными электроприборами! Не оставляй их включёнными без присмотра!

3. Не играй с розетками!

4. Уходя из дома, гаси свет и отключай электроприборы!

5. Не оставляй включённую плиту без присмотра. Не включай её без необходимости!

— А главное правило пользования электроприборами для дошкольников – нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.

Воспитатель: — Запомните, дети, правила эти и смело оставайтесь дома одни, с вами не случится никакой беды.

Воспитатель: — Ребята, что вы сегодня узнали об электричестве?

Рассказы детей.

Ребёнок: — Электричество, все знают, — это очень хорошо.

Если правильно всё делать – благо нам даёт оно.

Если ж правила нарушишь – будет много разных бед.

Соблюдай ты все советы и не нарушай запрет.

Воспитатель: — Ты, Незнайка, запомнил все правила безопасности при обращении с электроприборами?

Незнайка: — Спасибо, ребята! Теперь я смело буду оставаться дома один, и буду соблюдать все правила безопасности. До свидания!

— До свидания!

Воспитатель: Ребята, в следующий раз мы продолжим с вами разговор об электричестве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *