Рассчитываем сечение акустического кабеля – hifi-audio.ru
Казалось бы простой вопрос, возникающий при коммутации своей аудиосистемы “какого сечения акустический кабель выбрать для подключения акустических систем” порой многих ставит в тупик. Советов можно услышать много, но часто вы не получите внятного ответа почему именно такое сечение рекомендует тот или иной специалист.
Я думаю, что лучше один раз все понять самостоятельно, чем полагаться на утверждения передаваемые подобно слухам.
Почему не все могут обосновать свой ответ ясно – для правильного ответа потребуются математические расчеты по нескольким, хотя и элементарным, но порой подзабытым формулам, а так же справочные данные по проводимости конкретных материалов (медь, серебро и тд).
Сегодня будем отвечать на вопрос, как подобрать кабель нужного сечения под конкретные АС.
Поэтому для примера сгенерируем аудиосистему состоящую из усилителя:
Sony TA-F333ESJ
Мощность усилителя 120 ват при 6 Омах.
Акустических системы возьмем Coral X III
Максимальная мощность 200 ват при 6 Омах.
Попробуем определить напряжение и силу тока, которое будет воздействовать на кабель.
Так как мы знаем мощность усилителя (120 ват) и сопротивление акустических систем (6 Ом), то для расчета подходит формула:
U= корень из (мощность*сопротивление)
U=корень из (120*6)=26,8 вольт
Напряжение в проводе при максимальной мощность равно 26,8 вольт.
Посчитаем силу тока (амперы).
Для этого достаточно мощность усилителя разделить на напряжение в проводе:
120/26,8=4,47 А.
Итого на акустический кабель будут воздействовать такие факторы, как напряжение в 26,8 вольт силой 4,47 Ампер.
Но почему этого не может быть с акустическими кабелями мы легко поймем по таблице ниже:
Из таблицы видно, что даже самый худосочный кабель с сечением 1,5 квадратных миллиметра выдерживает до 19 Ампер (по другим таблицам до 15).
В нашем случае усилитель даже на максимальной громкости не даст 5 Ампер.
Хорошо, мы поняли, что даже 1,5 квадрата кабеля с тройным избытком для этого усилителя и акустики, так зачем же выбирают кабеля большего сечения и что вообще означает слово сечение, разве это не диаметр?
диаметр жилы в квадрате * 0,785.
Для получения сечения всего кабеля нужно количество жил умножить на найденное сечение одной жилы.
Но, так как в акустическом кабеле очень много жил и их вручную считать тяжело, то можно замерить общий диаметр линейкой или штангенциркулем и умножить на коэффициент 0,91.
Пример: если у нас многожильный кабель с общим диаметром 3мм, то его сечение составит
3 в квадрате *0,91*0,785=3*3*0,91*0,785=6,42
Т.е. сечение кабеля с диаметром 3 квадратных мелиметра равно 6,42 милиметра.
Аналогично (другой пример), если диаметр жилы (пусть одножильный кабель) равно 2 квадратных миллиметра, то его сечение будет равно
2 в квадрате*0,785=2*2*0,785=3,14 мм
Поэтому если вы купили кабель с сечением 2,5 квадратных миллиметра и на глаз видите, что оно меньше такового диаметра, то все верно, так оно и есть, потому что сечение, это не диаметр.
Теперь вернусь к первой части – зачем использовать более толстый провод, если уже полторашки за глаза.
Из за двух неучтенных параметров – сопротивление провода и падение напряжения.
Сопротивление на пути сигнала, как вы понимаете должно быть минимальным, но в том то и фокус, что чем меньше сечение провода, тем выше сопротивление. Поэтому увеличивая сечение провода мы уменьшаем сопротивление.
Это можно сделать выбрав более толстый по сечению кабель.
Демонстрацию этого хорошо отражает следующая картинка:
Падение напряжения тоже не приведут ни к чему хорошему – видите того чудика, что пихает ногой ток в зад?
Ладно, ясно, что кабель нужно потолще, но ведь главный вопрос все тот же – насколько толще?
Наша цель – получить минимальное сопротивление провода и минимальное падение напряжения.
К счастью эти параметры взаимосвязаны – увеличивая сечение провода, мы уменьшаем падение напряжения.
Т.е. основная цель – получить кабель с сечением разумной достаточности, когда у него еще толщина приемлемая, но сопротивление уже малое и падение напряжения на нем ничтожное.
Итак, считаем сопротивление провода (в Омах).
В этом месте разумно привести справочные данные по сопротивлению проводника из разных металлов.
Для проводника длинной 1 метр и площадью поперечного сечения 1 квадратный миллиметр эти значения следующие:
Серебро – 0,016
Медь – 0,0175
Почему в таблице приведен алюминий? Чтобы вы поняли, что это худший кандидат. А вот разница между медью и серебром очень небольшая – неожиданно?
Ну что же, считаем сопротивление провода.
Считаем, что его длина равна 3 метра, так как думаю у большинства расстояние между усилителем и АС не превышает этого размера (у меня в реальной системе стоят акустические кабели длиной 2,5 метра и сечением 2,5).
Сопротивление провода:
Формула следующая – сопротивление проводника (пусть медь – 0,0175) умножаем на длину кабеля до колонки (пусть 3 метра). Полученный результат делим на сечение провода, который мы предполагаем использовать (пусть 2,5).
R=0.0175 * 3/2.5=0,021 Ом
Еще раз формула по расчету сопротивления кабеля:
сопротивление меди * длина кабеля / сечение =
или для серебра:
сопротивление серебра * длина кабеля / сечение =
Ответ по медному кабелю с сечением 2,5 квадратных мм и длиной 3 метра = 0,021 Ом.
Но!
На колонку идут 2 провода (+ и -), поэтому этот результат нужно умножить на 2.
Реальный ответ по сопротивлению акустического кабеля 0,021*2=0,042 Ом
медный кабель сечением 2,5 и длиной 3 метра имеет сопротивление 0,042 Ома.
Теперь можно высчитать падение напряжения.
Оно рассчитывается по формуле:
dU=I*R
I – сила тока, которая воздействует на кабель. Мы ее рассчитали в самом начале статьи, и она равна для нашего усилителя+акустические системы 4,47 Ампер.
Считаем падение напряжения:
4.47*0,042=0,18 вольт
Еще раз:
dU = i (4,47a) * сопротивление провода R (0.042)= 0.18 v
Т.е. из за кабеля с сечением 2,5 мм и длинной 3 метра мы имеем падение напряжения на 180 миливольт.
Или в процентах…
Вспомните, в начале мы высчитали, что наш усилитель может выдать в максимуме 26,8 вольт. Это 100%.
26,8 вольт = 100%
Узнаем чему равен 1%:
1%= 26,8/100=0,268в
Теперь осталось разделить полученное нами значение падения напряжения на кабеле (0,18v) на 0,268 (1%) и узнать на сколько процентов падает напряжение из за кабеля:
И вот мы знаем, что используя медный кабель сечением 2,5 и длиной 3 метра мы будем иметь падение напряжения на 0,67% и сопротивление 0,042 Ом.
А если кабель был бы тоньше, сечением 1,5мм?
Считаем.
Сопротивление провода:
R=0.0175 (медь) * 3 (длина)/1.5=0,035 Ом
Медь * длина / сечение = 0,035
Два провода на колонку = 0,035*2=0,07
Падения напряжения на кабеле %:
dU=I*R
dU = i (4,47a) * сопротивление провода R (0.07)= 0.3 v
0,3/0,268= 1,11%
Т.е. если выбрать кабель сечением не 2,5,а 1,5, то получим возросшее почти 2 раза сопротивление кабеля и почти двухкратное падение напряжения по сравнению с предыдущим результатом. Хотя цифры потерь на самом деле в районе 1%.
R=(0.0175 (медь) * 3 (длина)/4)*2=0,026 Ом
Падение напряжения для сечения 4мм и длинны 3м:
dU = i (4,47a) * сопротивление провода R (0.026)= 0.11v
0,11/0,268= 0,4%
Как видим при сечении кабеля 4 квадратных миллиметра результат вообще блестящий.
Но что будет если мы посчитаем для сечения 6?
R=(0.0175 (медь) * 3 (длина)/6)*2=0,017 Ом
dU = i (4,47a) * сопротивление провода R (0.017)= 0.075v
0,075/0,268= 0,28%
Тогда давайте уже посмотрим сечение 10:
U = i (4,47a) * сопротивление провода R (0.01)= 0.04v
0,04/0,268= 0,1%
Т.е. результат показывает, что практически идеальное сопротивление и минимальное падение для усилителя Sony TA-F333ESJ при акустических системах Coral X III будет иметь кабель сечением 10 квадратных миллиметров.
Так же, как видите, не стоит недоумевать при виде очень толстых кабелей.
С другой стороны получив толстенный кабель мы улучшили параметры в районе 1%, но получили несколько эргономических недостатков – такой большой и тяжелый кабель сложно крепить – скорее всего разъемы не смогут зажать такой кабель, придется прибегать к лопаткам, а не надежный контакт с лопатками – дополнительный потенциальный неблагоприятный фактор.
Из этого рассчета можно вывести, что в среднем оптимальным сечением для ~100 ватного на канал гипотетического среднего усилителя является сечение 4 квадратных миллиметра. Но уже 4 миллиметра трудновато закрепить во многие разъемы разных усилителей. Поэтому оптимальным и наверное минимально достаточным является сечение 2,5. Поэтому для усилителей 80-150 ват можно подбирать кабель из диапазона сечений 2,5-4 квадратных миллиметра.
А точно, под свою систему, вы легко можете рассчитать самостоятельно воспользовавшись этим материалом.
Отдельно уведомляю, что я не являюсь специалистом по электротехнике, и многие нюансы наверняка объяснил как то не так, но я использовал общеизвестные формулы, чтобы показать, что при выборе акустического кабеля, а конкретно его сечения, никакой магии нет, все можно рассчитать самостоятельно не прикладывая особых усилий и не веря наслово.
41,468 просмотров всего, 31 просмотров сегодня
Какой кабель стоит покупать для акустических колонок, а какой ни в коем случае нельзя? — Статья из Блога 1-TECH
Очень часто, выбирая звуковой кабель для акусической системы, люди думают, что чем красивее кабель, тем лучше он работает. А красивая «обёртка» чаще специально используется всего лишь для взуальной привлекательности товара. Ещё как правило, покупатель кабеля редко находит время для прослушивания предлагаемой модели, а то и просто такой возможности нет в самой торговой точке.
Каждый понимает, что профессиональный кабель — хороший кабель, но не каждый знает, что профессионалам не нужны «понты» в виде сочной изоляции, красочной упаковки. А потому профессиональный акустический кабель будет иметь самый простой внешний вид, а его изоляция будет однотонная или просто чёрного цвета.
Но потребитель покупает глазами… Потому мы решили подготовить эту небольшую статью в помощь начинающим меломанам и любителям домашних кинотеатров.
Немного теории..
Какими бы ни были хорошими усилители и динамики, без проводов, соединяющих их с усилителями они будут угрюмо молчать. Чтобы звук из колонок радовал уши, надо сначала порадовать их самих и подсоединить к ним те провода, которые надо. Обычно кабели, которые используют для подключения к колонкам называют “акустическими” или “колоночными”, а теперь еще и “спикерными”.
Начнем с простого:
Способность проводов пропускать через себя электрический ток зависит от материалов, используемых при их изготовлении. И, как ни удивительно, серебро, а не золото чемпион среди проводников. Первые 4 места соревнований по проводимости среди химических элементов распределены так :
1 | Ag Серебро |
2 | Cu Медь |
3 | Au Золото |
4 | Al Алюминий |
Чтобы не было короткого замыкания, провода принято изолировать, поэтому металлические жилы оборачивают или заливают тем, что не проводит электричество. Каких только видов изоляции не бывает, но главная ее задача — не дать проводам замкнуться с соседями или с человеком.
Сами провода состоят либо из одной толстой проволоки или из множества тонких проволочек (“жил”), скрученных между собой. И их так и называют “одножильный” или “многожильный”. Многожильный провод проигрывает одножильному в способности проводить ток, но выигрывает во многих других соревнованиях, особенно в гибкости и “неломучести” от многократного изгибания. Но не советуем сильно заблуждаться — от многократных перегибов ломается все и многожильный шнур тоже.
Как кабель влияет на качество звука?
Сначала об “элитных” стандартах Hi-Fi и Hi-End : Дискуссии на тему “Высокая верность воспроизведения” не меньше 50 лет.. И тогда и сейчас оценку выставляли не приборы а эксперты. И тогда и сейчас вывод одинаковый: хотите услышать верное воспроизведение — идите на акустический концерт. В мире нет и не будет абсолютно линейной техники, которая без искажений запишет и воспроизведет звук так как он звучал при записи. Искажения неизбежны, а спекуляции на этом не будут иметь конца. И какую технику выбирать остается делом вкуса и ограничивается размером кошелька и здравым смыслом, если он имеется. Самый главный критерий — нравится или не нравится.
К примеру утверждение, что использование в Hi-End кабелях посеребренной меди улучшает воспроизведение обертонов это, как говорил один наш хороший знакомый, “чушь противотанковая”. Мало того, что серебро ненамного отличается по проводимости от меди, так еще и эффект распространения высокочастотных токов по поверхности проводника начинает сказываться в диапазоне радиочастот, а для звукового и ультразвукового диапазонов он ничтожно мал. Зато провода “богато” оформлены и народ с кошельками охотно верит, что только этот кабель и нужен их технике.
Так что про такой кабель можно смело цитировать В.Высоцкого : “толку от него было как от козла молока, но и вреда однако тоже никакого”.
Что можно сказать про бескислородную медь OFC (Oxygen-Free Copper) и монокристаллическую медь ОСС (Ohno Continuous Casting)? И тот и другой сорт имеют массу замечательных свойств. Бескислородную медь очищают от растворенного в ней кислорода и окислов разогревая и разливая в вакууме или иной среде, обеспечивающей защиту от попадания окислов и других примесей. Ее структура становится однородной и не создает препятствий движению заряженных частиц. Для производства ОСС используется еще более сложная технология. Оба вида широко применяются в микроэлектронике, в космической и других высокотехнологичных промышленностях.
Но применительно к акустике следует вспомнить крылатое выражение медиков “Витамины обогащают мочу пациента и карман фармацевта”. Все резоны а-ля “снижает степень искажения звука и уровень посторонних шумов”, “не подвержены внутренней коррозии и их проводимость со временем не ухудшается” предназначены для неискушенного уха готового платить покупателя.
Еще раз: если проводник из меди, то “монокристалличен” ли он или “обезкислороден”, или и то и другое вместе, для акустических систем не имеет какого-либо существенного значения. Все эти преимущества проявляются ниже зоны чувствительности человеческого уха и шумы проводников на несколько порядков ниже уровня шумов, издаваемых транзисторами и другими радиодеталями.
Для акустических кабелей главное чтобы в них была медь и чтобы она не ржавела на манер “китайской” латуни на сантехнических фитингах. Что касается “неподверженности внутренней коррозии”, то медь прекрасно чувствует даже в речной и морской воде, так что внутри нормально сделанной изоляции она прослужит сотню лет.
Что стоит знать о сечении акустического кабеля?
Потери передаваемой энергии, зависят от сечения проводника. Чтобы узнать какое сечение у провода, его надо разрезать точно поперек и посчитать площадь торца. Соответственно чем толще провод, тем больше сечение.
В США изобрели свой стандарт, назвав его “American Wire Gauge System” или сокращенно AWG, который, чтобы посильнее уязвить европейцев. еще и перевернули с ног на голову, то есть чем больше калибр, тем меньше диаметр. Таблица соотвествия калибров площадям обширная, но вот для примера несколько часто применяемых типоразмеров для одножильных проводников :
Значение AWG | Диаметр, мм | Сечение, мм2 |
27 | 0,361 | 0,1023 |
25 | 0,405 | 0,128 |
26 | 0,455 | 0,162 |
24 | 0,511 | 0,205 |
22 | 0,644 | 0,325 |
20 | 0,812 | 0,517 |
19 | 0,912 | 0,652 |
18 | 1,024 | 0,8235 |
17 | 1,15 | 1,038 |
16 | 1,29 | 1,307 |
15 | 1,45 | 1,65 |
14 | 1,628 | 2,081 |
13 | 1,828 | 2,624 |
11 | 2,308 | 4,17 |
Зачем вообще нужно рассчитывать сечение акустического кабеля для прокладки колоночных шнуров? Дело в том, что если металл не идеальный проводник, то он греется от проходящего через него тока. Это значит, что если у вас мощная акустика, то придется взять достаточно толстый провод. А еще есть прямая зависимость сечения от длины. Следует знать, что чем длиннее путь до колонки, тем больше сопротивление проводников, а значит и потери в громкости и качестве. Но чем больше сечение проводника, тем меньше его удельное сопротивление, поэтому взяв провод потолще вы гарантированно не потеряете ни одного драгоценного ватта из отпущенных усилителем.
Пример расчета нужного сечения аудиокабеля:
Домашнюю акустику чаще всего подключают двухпроводным многожильным кабелем и такой тип является самым распространенным вариантом спикерного кабеля.
Осталось определится с его сечением. Для этого надо узнать, а насколько сами колонки сопротивляются подаваемому к ним току. Чтобы узнать какое сопротивление у вашей акустики надо заглянуть в паспорт или на заднюю стенку. Если ничего не узнали, ищите прибор измеряющий сопротивление (тестер, мультиметр, омметр) и меряйте его сами.
Чем меньше сопротивление колонки, тем больший ток она будет потреблять, а значит потребуется большее сечение. Есть такой параметр как плотность тока, то есть какой ток течет через единицу площади. Осталось посчитать какой ток будет потреблять ваша акустическая система, для чего надо использовать эту формулу : I = PR, (где I — ток, P — мощность акустики, R — сопротивление). Разделив полученную величину на нормативную плотность тока получим минимальное сечение. Для примера колонке мощностью 100 Ватт и сопротивлением 4 Ома нужен ток равный корню из (100/ 5) = 5 Ампер. Если почитать ПУЭ (сами ищите, что это значит) то номинальная плотность тока для медных проводов лежит в пределах — 2,7…3,5 А / мм2. То есть минимальное сечение провода для таких колонок — 1,8…2,3 мм2. Вот от этого и надо плясать. Для полной уверенности в наших расчетах осталось определить какое же сопротивление будет у этого провода. Для этого находим удельное сопротивление медных проводников — 0,017 Ом•мм2/м. Делим эту величину на сечение, умножаем на удвоенную длину кабеля и получаем, что максимальное сопротивление для 10 м провода сечением 1,8 квадрата будет 0,017 / 1,8 * 20 = 0,189 Ома. Это в 21 раз меньше сопротивления динамика, что вполне соответствует ничем всерьез не обоснованным требованиям для Hi-Fi техники. Расчеты показали, что для длин в пределах 5 метров сопротивлением кабеля можно смело пренебречь. Главное — это быть уверенным что провода действительно из меди, а не омедненной тряпицы. Когда продавцы будут уверять что вам надо никак не меньше 4-х квадратов, это значит что на вас тривиально хотят нажиться.
Какой акустический кабель выбрать?
Как и почти везде главные критерии выбора — качество и долговечность.
Как это ни грустно, но если вам нужно и то и другое, то сильно сэкономить не получится. К тому же технологии имитации сейчас развиты чрезвычайно и мы регулярно покупаемся на “выгодные скидки”, причем почти сразу понимаем, что выгоду получили отнюдь не мы.
На что важно обратить внимание при покупке акустического кабеля?
На то, как выглядит медная жила. Если кабель очень мягкий или очень жесткий, то это повод для сомнений. Вполне может быть, что вам предлагают омедненный сплав. а не чистую медь. Все сплавы заведомо хуже меди по проводимости. Аргументация, что они лучше меди, потому что не окисляются и не ржавеют — это попытка ввести в заблуждение. Процессы окисления меди идут очень медленно и если контакт был нормальный, то с ним многие годы ничего не случится. А остальная медь закрыта химически нейтральной изоляцией и она будет дополнительно препятствовать разрушению металла. Кстати это очень важный показатель качества : “свежеоголенные” жилы нового провода не должны быть темнее неочищенной меди, если это не так, то либо медь ужасающего качества, либо изоляция агрессивна и скоро разъест металл. Нам попадались подобные образцы, которые буквально рассыпались в руках.
— Пощупайте и помните изоляцию. Нормальная не должна липнуть к рукам и оставлять следов краски. Она должна быть в меру мягкой, упругой, но прочной и не трескаться при крутом перегибе. Двойная изоляция дороже одинарной, если это не так, то надо уточнить почему.
— Естественно должна быть цветовая маркировка одного из проводов. Иначе вы замучаетесь “фазировать” свою акустику, а это крайне важно для систем объемного звука, чтобы динамики колебались в одинаковую сторону.
— Производители высококачественного кабеля обязательно маркируют свою продукцию и ставят метровые метки, чтобы легко было отсчитывать нужные куски.
— Чтобы быть уверенным, что перед вами не подделка имеет смысл поискать в сети производителя и посмотреть как выглядит его продукция и похожа ли она на то, что вам предлагают.
Ответственные продавцы дорожат репутацией и стараются не никого обманывать, ну разве что сборщиков налогов и таможенников. Дело за малым — найти ответственного продавца. Зайдя на наш сайт вы попали по адресу и мы, ценя ваше доверие, постараемся, чтобы вашей акустике было хорошо звучать. Мы предлагаем лучшие акустические кабели по приемлемым ценам и готовые решения для подключения аудио систем уровней Hi-Fi и High END.
Ответы на часто задаваемые вопросы покупателей акустических кабелей
Вот список ответов на вопросы, которые должен задать себе покупатель, чтобы выбрать кабель для подключения акустических систем:
Оценка решения | |||
Вопрос | Отлично | Удовлетворительно | Скорее плохо |
Где купить? | У отраслевых продавцов | В магазинах продающих электронику | В магазинах хозтоваров, на рынках |
Сколько жил должно быть в проводе? | Много и свитых специальным образом | Минимум 7 | Одна |
Из какого металла должен быть кабель? | Медь OFC или радиотехническая | Медь электротехническая | Специальная “медь” из Китая для развивающихся стран, алюминий |
Обязательно ли нужен посеребренный кабель? | На ваш вкус, разницы не ощутите. | Нет | “А это че..?” |
Какое сечение выбрать? | Желательно рассчитать | Не меньше 0,5 мм2 + по 0,5 мм2 на каждые 50 вт мощности | Чем дешевле тем лучше, ведь не утюг же подключаем! |
Сколько нужно слоев изоляции? | Два | Один | А зачем она, пустим параллельно или спичками отгородим. |
Какой должен быть цвет изоляции проводов? | Обязательно разной, например красная и синяя, наружная оболочка может быть одноцветной | На изоляции должна быть цветная полоса (белая, красная), чтобы не перепутать плюс с минусом | Какая разница, разберемся если что.. |
Что делать с излишками кабеля? | Все лишнее обрезать, оставив небольшие припуски на монтаж и демонтаж. | Сначала оставить по паре метров запаса на случай некоторой перестановки, потом излишки отрезать. | Ничего не резать, запихаем бухту за колонку. |
Чем снимать изоляцию | Специальным инструментом | Строительным ножом, но предельно аккуратно. | Зубами или ножницами.. |
Что делать если при зачистке перерезал несколько жил и остатки их немного выступают за пределы изоляции? | Зачистить снова | Лучше переделать, но, если перерезано не слишком много жил, то можно отрезать их ”под корень”, чтобы ничего не выступало за края изоляции. | Оставить все как есть, “а че будет-то..?” |
Надо ли звать специалистов для прокладки кабелей | Если денег хватит, то да, но обязательно под вашим присмотром. | Не слишком сложная задача, самому вполне можно справится. | У меня сосед электрик, все развесит как надо.. |
Надо ли облуживать припоем концы перед соединением с колонками? | Да, контакт будет надежнее и долговечнее. | Не обязательно, но хотя бы зачистить (поскоблить). | Дык и так работает, пошурудим если что.. |
Можно ли использовать ШВВП или ПВС? | Нет, там медь невысокого качества. | Можно, но если уверены в производителе. | А на рынке другого не бывает.. |
Грамотный выбор кабеля для акустики домашнего кинотеатра, как подобрать акустический кабель для колонок дома
Закон Ома не делает исключений: какой кабель вы ни выберете, сигнал пройдет по цепи от источника к приемнику. Поэтому технически подкованные покупатели спрашивают, зачем им платить больше за акустические кабели, когда в продаже полно дешевых аналогов.
Конечно, если качество звука не имеет значения, подойдет любой провод. Но если вы хотите наслаждаться музыкой или вокалом без искажений и потери диапазона, придется подобрать специальный акустический шнур. Сравните звучание одной и той же песни с разными проводниками, и вопрос, за что вы платите, отпадет сам собой. Мы же поможем выбрать шнур, который подойдет для ваших задач.
Почему лучше выбрать медный кабель
Акустические кабели делают из меди, меди с оловом или серебром, а также из металла с неметаллическими добавками (например, углеродом). Лучший выбор – это медный провод без примесей. Медь может быть монокристаллической или бескислородной высокой очистки. Вторая разновидность – лучшая, потому что в ней нет примесей, которые увеличили бы сопротивление.
Провод из чистой меди
Качество звука напрямую зависит от того, сколько искажений внесет проводник. Поэтому ключевая характеристика материала – его сопротивление. Чем меньше сопротивление кабеля, тем лучше сигнал. На сопротивление влияет не только материал, но также диаметр и длина шнура, но если материал обладает высоким сопротивлением, другие характеристики не вытянут качество звучания.
У меди малое сопротивление. Даже если сечение кабеля небольшое, с медным проводником акустика звучит чище, чем со шнуром большого диаметра, но сделанным из другого материала. Обычный диаметр проводников из меди – 2-4 кв. мм. При длине шнура в 3 м и диаметре в 2,5 кв. мм сопротивление будет равно нулю. Учитывайте, что чем длиннее и тоньше акустические провода, тем больше сопротивление, и это отражается на качестве звука.
Какое бывает покрытие акустического кабеля и в чем разница
- Медь. Классический вариант – проводник из меди, покрытый чистой медью. Звук будет чистым, но есть недостаток: медь окисляется со временем.
- Серебро. Проводники с серебряным покрытием добавляют звучанию яркости и эмоциональности, на передний план выходят высокие частоты.
- Олово. Луженые кабели не окисляются, поэтому качество звука будет стабильным на протяжении лет. Олово сглаживает высокие частоты.
Провод из чистой луженой меди
Что такое витая пара
Выбирая кабель, вы столкнетесь с таким термином, как витая пара. Это попарно скрученные и изолированные проводники. Использование сразу двух изолированных шнуров позволяет снизить магнитные помехи и обеспечить дополнительную защиту от механических или химических повреждений. В продаже такие шнуры маркируются TP: Twisted Pair.
Витую пару используют в акустике, когда длина проводников должна быть значительной. Но будьте внимательны: есть 7 категорий этих шнуров. Выбирайте проводники 6 или 7 категории, потому что их делают только из меди, в то время как другие пары могут быть сделаны из омедненного алюминия или стали. Чистая медь увеличивает стоимость акустики, но она окупается чистотой звучания.
Кабели этого типа могут быть одножильными и многожильными. Это влияет на звучание: чем дальше друг от друга разнесены проводники, тем меньше слитность звука.
Многожильная витая пара 6 категории
Когда нужен межблочный проводник
Межблочный кабель не используют в акустических системах. С помощью этих проводников подключают усилители, предусилители, ресиверы, DVD-проигрыватели. Если для колонок нужен шнур короткий (чем он короче, тем лучше звучание), то для этого типа проводников длина, наоборот, плюс.
Обращайте внимание на маркировку: на каждом метре должен быть написан производитель и сечение. Лучшими считаются проводники с маркировкой ПРППМ: моно-жилы из меди.
Как выбрать кабель для колонок
Для подключения колонок нужны шнуры типа ШВПМ 2×0,20 или ШВП 2×0,5. Чтобы добиться высокого качества звука, нужно сочетать минимальную длину с максимальным сечением. Проще говоря, чем толще и короче будет проводник, тем лучше будет звучать музыка. Но если при коротком проводнике вы можете остановить выбор на шнуре небольшого сечения, то длину проводника больше 3 м можно компенсировать только большим сечением.
Для клубов и концертов подойдут шнуры из меди, покрытые серебром. Серебро снижает шумовые помехи, которые возникают при большой длине проводника.
Экранированный кабель для колонок
Как выбрать акустический кабель для домашнего кинотеатра
Для подключения домашнего кинотеатра нужен не только акустический, но и оптический кабель, мы остановимся на акустике. Во-первых, купить придется два проводника: один подсоединит колонки к усилителю, другой – к AV-ресиверу. Вы можете сэкономить, если купите шнур в нарезку: по метрам.
Но мы рекомендуем готовые проводники с разъемами на концах. Если вы остановитесь на шнуре в нарезку, придется самостоятельно обжимать кабель и оформлять разъемы. Готовые решения намного надежнее.
Если бюджет позволяет, покупайте проводники из сверхчистой бескислородной меди. Они помечены маркировкой OFC. Лидеры производства – Audioquest, Chord, Straight Wire. Стоимость межблочного кабеля от одного из этих брендов – 50 долларов за полуметровую пару, а колоночный проводник стоит 30 долларов за метр.
Идеальный акустический кабель для НЧ и ВЧ / Stereo.ru
Я прям боюсь спросить, что такое «бас стал очень проработанным и детальным, какой-то бархатистый и рельефный»? Получается то, что Роберт Трухильо сменил Фендер «Джаз» бас на истинно металлическую гитару «Бисирич»?
Вы хотите конкретики, но пользуетесь «меломанскими» ничего не значащими терминами.
1. Вы нашли «СВОЮ подачу», подача звука — это умение вокалиста грамотно извлекать звуки из своего голосового аппарата при пении , при чем здесь игра на бас гитаре (может у Вас провода звуки извлекают)?
2. Что Вы понимаете под «глубиной и проработкой НЧ»? Это насыщенность басовой партии нотами, или просто грамотная аранжировка позволяющая Вам «погружаться» в произведение?
3. Вы упомянули параметр «сцена», но будет Вам известно, что Металика писалась в студии, значит «объём или площадь :)» сцены создавались искусственно (аппаратно или программно) и если вы до того как правильно подключили «правильный» кабель, не слышали этих ярчащих эффектов, то либо была беда со слухом, либо вы привираете.
4. Поясните что такое «виртуальная картина» и какие у неё параметры. Обычно этот термин используют для описания предметов изобразительного искусства размещенных на интернет порталах. При чем здесь звук?
5. Что такое «детализация звука» Вы имеете в виду тембральный окрас инструментов или просто возможность различения звуков? Как оценить «детальность»? Может отношением играющих инструментов к слышимым? То есть, если в оркестре из 84-х инструментов Вы не можете определить играют 10 скрипок или 15, то детальность 2\3 ???????
6. Термином «вибрирующий бас» вы решили потролить форум? Вы в курсе, что любой бас вибрирующий? Если вы имели в виду «глиссандо» или «тремоло», то поверьте, эти термины относятся к игре на инструменте, а не к качеству звуковоспроизводящей аппаратуры.
В сухом остатке я вижу желание похвалится «волшебным слухом» и полным отсутствием понятия о том, о чем собственно пишете.
Вы хотели конкретики? Вот, получите…..
Идите и учите значение терминов, которыми Вы тут бездумно швырялись.
Выбор кабеля для акустики. Как правильно выбрать аудио кабель.
Какой кабель нужен моей системе? Какое сечение кабеля выбрать? Какое покрытие проводника обеспечит наилучший звук? Какая изоляция нужна при скрытой проводке аудиокабеля? К сожалению, продукция китайских товарищей проникла на наш рынок и в наши дома намного раньше ответов на эти вопросы. Мы абсолютно не хотим ругать китайскую продукцию – в настоящее время Китай это ответ финансистам на вопрос «как нам сократить издержки?». Но, к сожалению, законом рынка является и уровень цены – чем ниже цена, тем выше спрос. И если на примере продуктов наши люди уже прочувствовали на себе, что главное — не низкая цена, а соотношение «цена/качество», то на рынке кабельной продукции отечественный потребитель часто без малейших раздумий отдает предпочтение дешевой продукции. Так уж вышло, что такая продукция имеет китайские корни (и невообразимые названия типа van damme). Но в самом Китае конкуренция имеет еще более агрессивные формы – именно поэтому мы и видим на наших прилавках кабель «OFC» в котором содержание меди чуть меньше чем в медной руде. Но винить одних только китайских дельцов и наших продавцов не стоит – они предлагают то, что просит у них рынок. А потому нужно спросить покупателя, почему же он спрашивает именно такой кабель?
Возможно, помимо очевидного финансового фактора, у покупателя есть вполне законное, основанное на знании физических законов объяснение – закон Ома работает во всех без исключения проводах. Т.е. музыкальный сигнал будет по цепи передан по любому проводнику от источника к приемнику. А потому – «зачем платить больше?».
Однако еще в 1976 году аудиолюбитель и инженер Томми Дженвинг доказал, что не все провода одинаково полезны. Именно его разработка специального акустического кабеля дала прирост качества звучания в его системе, а позже – уже как патентованный продукт пришел на рынок акустический кабель Supra Classic 2,5. С тех пор прошло много времени, появилось много компаний производящих кабельную продукцию для аудио, но этот кабель так и остался в модельной линейке компании и только обрастал дополнительными призами на многочисленных тестах за непревзойденное соотношение «цена/качество». Типичное определение из множества призовых вердиктов: «Бас более четкий и определенный, а мелкие детали, в частности высокие, бережно отображены. Отличный кабель за свои деньги!».
На этом прошедшем проверку времени примере можно сделать вывод, что вопрос «зачем платить больше?» является, как минимум, спорным.
Кабельная продукция, которую мы предлагаем, на первый взгляд, заставляет людей тратить больше денег, чем они заплатили бы на рынке или в строительном супермаркете, но в итоге наши клиенты остаются довольны – они получают осязаемую разницу за потраченные деньги. Да, это происходит не сразу — люди редко верят на слово и потому вначале пробуют сэкономить, а уже потом — возвращаются к профессиональным советам. И чем более безродным был старый кабель в системе, тем большим будет удовольствие при его замене на новый качественный кабель. Физика процесса на молекулярном уровне описана в нашей же статье обОССмеди, но для базового представления при выборе кабеля будет достаточно прочесть следующие советы.
Материал проводника.
Очевидный ответ после прочтения предыдущего текста – медь. И как можно больше. А когда меди становится много (появляются термины «5,6,7 девяток» обозначающие чистоту меди), то на первый план выходят уже технологии производства, позволяющие обеспечить необходимую геометрию кристаллов и минимум примесей в проводнике.
Таким образом, основной момент при выборе акустического кабеля – максимальная чистота материала проводника.
Сечение проводов.
Сечение проводов является весьма важным параметром. Визуально можно представить акустический кабель как воронку, через которую мощность от усилителя сигнала передается Вашей акустической системе. И сечение кабеля – это диаметр отверстия в той самой воронке – если будет маленькое сечение проводов, то система просто не получит необходимую для корректной работы мощность. На слух это будет проявляться как нехватка баса и динамики. Как правило, для акустической напольной системы средней мощности минимально необходимое сечение акустического провода является 2,5 мм2. Так же необходимо не забывать о длине кабеля – чем он длиннее, тем больший запас по сечению необходим.
Форма проводника.
Раньше не уделяли должного внимания ни сечению, ни форме проводников – ссылаясь на тот же закон Ома. Это наглядно видно по акустическим клеммам старых АС и усилителей, а так же по внутренней проводке колонок. Однако позже ученые обнаружили так называемый «скин-эффект» — эффект вытеснения электронов на внешнюю поверхность проводника, которым как раз и объясняется разница в звучании акустических кабелей с одинаковыми физическими параметрами. С тех пор и появились различные формы и конструкции проводников, комбинации проводников различного диаметра в одной жиле и т.д. — различные факторы, влиюящие в итоге на звук. Круглая форма проводника из множества мелких проводников остается классической, моножильная конструкция обеспечивает больше баса при том же сечении, а толстая плоская моножила – является новинкой с целью максимально естественной передачи динамики и глубокого баса. Самой же прогрессивной конструкцией на сегодня является одновременная комбинация моножильного и многожильного проводников со специальной пространственной геометрией — кабель Neotech NES-3004 OCC speaker cable
Покрытие проводников.
Классический вариант – чистая медь.
Покрытие оловом – лужение (любимое покрытие компании Супра) ставит своей целью обеспечить защиту меди от окисления, т.е. гарантировать стабильное качество звука на протяжении долгих лет. На слух проявляется в деликатной передаче высоких частот. Т.е. такой провод весьма полезен в связке с «цыкающими» ВЧ динамиками, когда есть необходимость убрать эту остроту. Но если вам нравится звучание чистой меди, то у родоначальника акустических проводов — шведской Supra есть (хоть и единственный) модельный ряд, в котором использованы проводники из чистой меди — Supra Sky 2.5
Серебрение поверхности проводников можно назвать действием от обратного – т.е. когда мы наоборот хотим яркую, эмоциональную систему — применение серебра дает окрашивание ВЧ диапазона. Ярким представителем такой концепции является кабель TTAF 93011
Геометрия проводников.
После материала самого проводника и его изоляции наиболее важным вопросом в кабелестроении является выбор геометрии проводников. Наиболее естественной и традиционной конструкцией аудиокабеля являются две параллельные жилы. Но физическая модель такого кабеля — конденсатор , накапливающий заряд статического электричества, который, в свою очередь, влияет на протекающий полезный сигнал. Для борьбы с таким негативным фактором проводники разносят на большее расстояние и используют несколько слоев различной изоляции. Следующее усложнение — скрутка проводников с определенным шагом с целью уменьшения индуктивности кабеля. Еще более современное решение — расположение проводника по поверхности изолятора и резнесение самих проводников в пространстве. Наглядным примером такой модели является кабель Supra Quadrax:
Компания TTAF предлагает подобную конструкцию в кабеле TTAF 93294, а компания Neotech использует данную концепцию во всех кабелях 3000 линейки. Так, например, в топовом кабеле Neotech NES-3004 тайваньские инженеры используют 8 жил, расположенных вокруг изолятора, чередующиеся по полярности, закрученные по спирали и имеющие в каждой из жил проводники разного сечения!
Длина проводов.
Длина проводов должна быть одинакова для обоих каналов, провода не должны провисать в воздухе и не лежать перекрученными на полу. Аудиофильский вариант подразумевает даже специальные подставки, на которые укладывается кабель, с целью обеспечения равномерного внешнего воздействия на кабель и изоляции от воздействия статического напряжения поверхностей.
Как на практике применить эти постулаты? Прежде всего человек, желающий улучшить качество своего звука, должен определиться по нескольким ключевым моментам:
-бюджет покупки.
Классический совет – суммарная стоимость кабельной продукции в системе начинается от 15%. Ответ на данный вопрос сузит круг поисков и убережет от покупки чрезмерно дорогого кабеля, который не сможет полностью раскрыться в данной системе. Владельцам винтажной техники (и техники с вторичного рынка) стоит ориентироваться не на стоимость, по которой она им досталась, а на первоначальную стоимость аппаратуры.
-вид кабеля – готовый или в нарезку.
Очевидно, что сэкономить на покупке кабеля без потери качества можно приобретая кабель в нарезку. Таким же способом можно поступить и если у Вас нестандартные длины проводов – стандартная длина проводов заводской разделки – пара 2х3м. Однако не стоит забывать о качестве соединения проводов с разъемами при заводской разделке – на заводе применяются специальные припои, обжим под прессом или даже сварка для обеспечения надежного и акустически правильного контакта. Если Вы не уверены в своих способностях правильно собрать кабель — Вы можете заказать сборку у нас.
-длина проводов.
Как уже было сказано, стандартная длина акустических проводов – пара 2х3м. Но производители зачастую выпускают и другие длины или готовы изготовить провода необходимой длины под заказ. Так же и мы продаем и разделываем акустические провода с кратностью 0,5м — то есть Вы можете купить кабель длиной 5,5м и заказать разделку 2х2,75м. Для дорогого акустического кабеля эти пол метра могут превратиться в «бесплатные» разъемы, например. Однако при этом не стоит забывать о правиле — кабель не должен быть подключен внатяг.
-необходимые разъемы.
В настоящее время стандартными разъемами являются разъемы типа «банан» (banana) или «лопатка» (spade). Во многих моделях ресиверов, усилителей, АС в акустических терминалах установлены заглушки, которые закрывают отверстия для бананов – посмотрите в инструкции есть ли такие заглушки у Вашей аппаратуры. Разъемы типа «банан» обеспечивают большую площадь контакта, но за счет своей конструкции не рекомендуются к использованию с толстыми кабелями, которым больше подойдут лопатки. Для винтажной техники иногда требуются специфические бананы с тонкими пинами. Разъемы для акустических кабелей у нас представлены в разделе «Разъемы для акустических кабелей (лопатки, бананы)»
-Стерео, бивайринг или биампинг
Так же очень полезным для качества звука является Bi-wiring подключение АС – если у Ваших колонок не 2 клеммы, а 4, тогда Вы можете подключить Ваши АС именно таким способом – прирост качества звучания не заставит себя ждать. Самым правильным подключением акустики с 4 клемами является Bi-Amping — раздельное усиление для НЧ и ВЧ диапазонов (но такая возможность присутствует только в усилителях верхнего ценового диапазона). Более подробно о данном виде подключения и схемах можно прочесть в статье «Бивайринг или биампинг? схема подключения акустики», а сами кабели для бивайринга и биампинга представлены в отдельном разделе — Акустические кабели Bi-Wire и Bi-Amp.
Зная ответы на эти вопросы Вам будет понятно — какие же провода Вам выбирать из множества предложений и нам будет легче предложить Вам оптимальную модель когда Вы обратитесь к нам за консультацией. Легкого выбора!
Выбор сечения акустического кабеля | ПРОAV
При выборе акустического кабеля основное значение имеет сечение проводников. Чем больше передаваемая мощность, тем большее сечение необходимо. Сечение кабеля определяет его сопротивление: чем тоньше кабель (кабель с малым сечением), тем выше его сопротивление, и соответственно, больше потери в кабеле.
Чем больше сечение кабеля, тем меньше потерь. Кабель с бОльшим сечением более дорогой!
Сечение кабеля указывается в квадратных миллиметрах (мм2). Все акустические кабели многожильные, что обеспечивает необходимую гибкость кабеля. Сечение многожильного кабеля является суммой сечений всех жил.
Иллюстрация потерь в кабелях отражена на рисунке.
Каким бы толстым (с большим сечением) не был кабель, потерь не избежать! Какие же потери допустимы:
- Естественно, потери в кабеле должны быть минимальными.
- *Для низкоомных громкоговорителей сопротивление соединительного кабеля не должно превышать 10% нормированного сопротивления громкоговорителя: иными словами 0,8 Ом для громкоговорителя с нормированным сопротивлением 8 Ом.
- *Для трансляционных (высокоомных) громкоговорителей сопротивление соединительного кабеля не должно превышать 5% нормированного сопротивления громкоговорителя: иными словами 10 Ом для громкоговорителя мощностью 50 Вт (нормированное сопротивление 200 Ом). Допустимая величина потерь в 5 % рекомендована для случаев использования трансляционной сети в качестве системы музыкального фонового вещания, т.к. трансформаторы ограничивают передаваемый диапазон частот.
* В.Анерт, Ф.Штеффен, “Техника звукоусиления. Теория и практика”, Москва 2003.
Некоторые производители звукового оборудования указывают, что потери должны быть не более 0,5 дБВ, что соответствует сопротивлению соединительного кабеля не более 10% нормированного сопротивления громкоговорителя.
В таблице приведены максимально допустимые длины кабелей от усилителя до громкоговорителя (в метрах, для двухпроводного кабеля).
Характеристики кабеля | Низкоомный громкоговоритель | Трансляционный громкоговоритель 100 В | |||||||
100 Ом | 200 Ом | 1000 Ом | 5000 Ом | 10000 Ом | |||||
Сечение (мм2) | Сопротивление* (Ом/1000м) | 4 Ом | 8 Ом | 16 Ом | 100 Вт | 50 Вт | 10 Вт | 2 Вт | 1 Вт |
6,0 | 2,83 | 70 | 140 | 280 | 880 | 1 760 | 8 800 | 44 000 | 88 000 |
4,0 | 4,25 | 50 | 100 | 200 | 580 | 1 160 | 5 800 | 29 000 | 58 000 |
2,5 | 6,80 | 30 | 60 | 120 | 360 | 720 | 3 600 | 18 000 | 36 000 |
1,5 | 11,33 | 18 | 36 | 72 | 220 | 440 | 2 200 | 11 000 | 22 000 |
1,0 | 17,00 | 12 | 24 | 48 | 150 | 300 | 1 500 | 7 500 | 15 000 |
0,75 | 22,67 | 9 | 18 | 36 | 110 | 220 | 1 100 | 5 500 | 11 000 |
из расчета максимальных потерь 10% | из расчета максимальных потерь 5% |
* из расчета удельного сопротивление меди 0,017 Ом*мм2/м
Данной таблицей возможно пользоваться исключительно как справочным материалом. Реальные характеристики акустического кабеля (сопротивление) могут отличаться от характеристик, указанных производителем конкретных кабелей.
Акустические провода: виды и из характеристики
Хорошие акустические провода – это залог чистого звучания
Приобретая хорошую акустику, неопытный человек никогда не задумывается над тем, что для качественного звучания всей системы, помимо динамиков, требуется обзавестись соответствующими проводами. Особенно это касается моделей среднего ценового сегмента, где производитель может укомплектовать изделие неплохими колонками, и при этом, сэкономить на звукопроводящих кабелях, или не положить их вовсе.
Провод для акустических систем, является такой же важной деталью, как и усилитель, который, к слову, выполняет главную работу во всей системе.
Основные характеристики проводов
Чтобы вы лучше уловили суть всей проблемы, давайте немного окунемся в теорию, и посмотрим, как функционирует звуковая система. Приведенная схема актуальна, как для дорогущей Hi-Fi акустики, так и для обычных колонок на персональном компьютере.
Что такое «бутылочное горлышко»
Термин «Бутылочное горлышко», или «Bottleneck», можно часто услышать среди компьютерщиков, и людей, занимающихся обзорами железа для ПК. Употребляется он для обозначения элемента системы, тормозящего остальные части, то есть самое слабое звено.
Общая производительность системы, всегда будет равняться мощности именно этого элемента, несмотря на наличие, более качественных деталей схемы.
Символичное представление, как некачественные компоненты тормозят всю систему
Данный принцип, применим не только к компьютерной периферии, но и для любой электронной схемы, и даже механизмов.
Итак, чем же грозит использование некачественных проводов? Давайте кратко ознакомимся с принципом работы простейшего транзисторного усилителя.
Схема с транзистором без указания прочих элементов схемы
Итак:
- На схеме выше, изображена упрощенная схема работы однотранзисторного усилителя звука. Мы не стали указывать остальные элементы, дабы не усложнять процесс понимания функционирования устройства, и ограничились только самим транзистором.
- Транзистор – это полупроводниковая деталь любого современного электронного устройства. Именно благодаря ему, техника смогла уменьшиться в размерах, и серьезно сбавить в весе.
- Он имеет три вывода, которые называются: база, коллектор и эмиттер.
- Ток через транзистор протекает между коллектором и эмиттером в одном направлении (меняется в зависимости от типа радиодетали). База же, служит ключом для управления потоком. Принцип прост: ключ закрыт – ток не течет, открыт – ограничений нет.
- Но база имеет не только два положения: «вкл» и «выкл». «Дверца» приоткрывается, в зависимости от величины напряжения подаваемого на базу (от 0 до 1 В). На этом и построен принцип работы усилителя.
- Напряжение на эмиттере превышает напряжение базы в несколько раз, например, 10В против 1-го. Соотношение этих величин, и есть коэффициент усиления. На базу подается переменный сигнал от проигрывателя, или микрофона, который постоянно меняет своё значение. В это время транзистор повторяет сигнал, но уже на больших напряжениях, который, в свою очередь, подаётся на динамики.
Предположим, что наш усилитель может увеличивать сигнал в 10 раз, и выдавать чистый сигнал, в частотном диапазоне от 20 Гц до 2кГц – именно такой диапазон доступен для человеческого слуха. Но для соединения с динамиком, мы возьмем низкокачественный провод для акустики.
В результате, из-за того, что провод не в состоянии передать все частоты, мы получаем деформированное звучание с шумами, или занижение мощности проводимого сигнала, часть которой тратится на нагрев провода. Всё преимущество нашего хорошего усилителя, сводится на нет. То есть, в итоге у вас получится следующая схема: сигнал – усилитель – «ослабитель» — звук. Вас ничего в ней не смущает?
Характеристики акустических проводов
Давайте обозначим все характеристики проводника, которые влияют на качество передаваемого сигнала.
Подключение акустической системы
Качество звучания напрямую зависит от следующих технических характеристик дизайна провода:
- Тип материала проводящего сердечника;
- Свойства и характеристики изоляции;
- Особенность внутреннего строения кабеля.
Качество используемого металла влияет на чистоту и глубину низких частот (басов). От остальных характеристик зависят точность тембра и звукопередачи.
Двухкомпонентный акустический кабель
Сегодня, самым доступным металлом с высокими характеристиками токопроводимости под акустику, является медь. Именно она применяется при изготовлении подавляющего большинства кабелей. Но медь бывает разного качества, с различными примесями, которые влияют на её свойства.
В результате медные провода делят на следующие типы:
- ТРС – медь, полученная по технологии грубой очистки. Провода из данного материала используются в бюджетной акустике, где требования к качеству звучания невысоки.
- OFC – бескислородная медь, обладающая хорошей проводимостью. Данный проводник обеспечивает передачу сигнала практически без потерь, и применяется в системах среднего ценового сегмента. Благодаря приемлемой стоимости и своим характеристикам, данные провода получили наибольшее распространение по миру.
- РСОСС – провода из чистой меди, полученной методом непрерывной вытяжки расплава. Данная технология разработана китайскими инженерами, и с успехом применяется для изготовления самой качественной продукции. Но не следует думать, что это относится к китайской продукции.
Совет! Некоторые компании создают свои провода, изменяя, или усовершенствуя указанные технологии. Например, фирма « Hitachi » выпускает эксклюзивный продукт, с увеличенной кристаллической решеткой, который маркируется, как LC — OFC .
Провод акустический серебряный
Как известно, драгоценные металлы проводят ток гораздо лучше меди. Но, если цена золота и платины совсем несовместимы с таким применением, то серебро при изготовлении проводов, применяется довольно часто.
Так, цена за 1 метр провода из чистого серебра составляет 100 евро, и это далеко не предел. Применяют данные изделия в комплекте с элитной техникой и дорогостоящим концертным оборудованием.
Гораздо чаще, можно встретить, так называемые композитные провода, состоящие из нескольких металлов. Так, например, медные жилы покрываются (лудятся) тонким слоем серебра или олова, что дает данным проводам усиленные свойства.
Компонентные акустические провода «Morel»
Комбинируют медь не только с металлами, но и с углеродистыми проводниками. Такие добавки придают проводнику определенные свойства. Называются такие провода – компонентными.
Совет! Если ваш провод никак не маркирован, и сделан из неизвестных сплавов, то смело отправляйте его в мусорное ведро, и бегите за новым в магазин.
Сопротивление проводов
Итак, после прочитанного, резюмируем – главное значение для акустического кабеля это его пропускная способность, на которую напрямую влияет сопротивление токопроводящей части. Чем оно выше, тем сигнал хуже проходит по проводу.
Как вы уже, наверное, догадались, каждый тип сплава, отличает именно этот показатель. Но сопротивление провода зависит не только от этого. Большое значение имеют длина и сечение кабеля.
Резистор – радиодеталь для снижения напряжения и силы тока
Что обозначает понятие «сопротивление» в электрической цепи? Сопротивление – это свойство противодействия материала движению электронов. Чем оно выше, тем ниже пропускная способность проводника (в электронике для понижения силы тока применяются специальные элементы, называемы резисторами).
Проведем небольшую аналогию с водопроводом:
- Представим, что у нас имеется труба, по которой течет вода со скоростью 2000 литров в час. Её диаметр, соответствует количеству пропускаемой жидкости.
- Но что будет, если мы врежем посередине участок другой трубы, меньшего размера, или слегка прикроем кран?
- Всё верно. Количество пропускаемой воды уменьшится, так как на её пути появилась дополнительная помеха, препятствующая потоку — то есть создается сопротивление.
- Или обратная ситуация – увеличиваем диаметр трубы при том же давлении, что и ранее. Сразу выводим следующее правило: уменьшение сопротивления без увеличения нагрузки, не влияет на производительность системы.
- Аналогично дело обстоит и с электрическим током – чем тоньше или длиннее провод, тем выше его сопротивление. По толстому кабелю сигнал будет передаваться куда лучше, но оглядываясь на описанное выше правило, уточним, что его диаметр нужно подбирать под пиковую мощность сигнала.
Внимание! Провод акустический 2х4 мм², способен передавать сигнал практически со скоростью света (98% великолепный результат).
Таблица сопротивления для проводов
Рассчитать сопротивление провода очень просто. Используйте для этого приведенную таблицу. Например, диаметр 10-ти метрового медного провода составляет 1 мм. Сопротивление 1 метра данного провода составляет 0,023 Ом, что очень мало. Всё что вам осталось сделать – это перемножить данное значение на общую длину проводника: 0,023*10=0,23 Ом.
Далее, открывается инструкция вашего усилителя, и смотрится оптимальное значение, которое советует производитель. При необходимости, провести расчет можно самому, но эту часть мы опустим, так как намерения погружаться в формулы у нас не было с самого начала.
Давайте лучше ещё раз, на мгновение вернемся к нашему водопроводу. Что будет, если создать в трубе слишком высокое давление?
Правильно, она завибрирует, и возможно даже лопнет в самом худом месте. В электронике, подобное явление называется короткое замыкание (КЗ). Конечно, оно не грозит вам при подключении акустики, но потеря сигнала, ухудшение качества звучания, и нагрев проводов – явления довольно частые.
Прочие факторы
Акустические провода в разной изоляции
Двигаемся дальше. Следующий фактор, влияющий на качество проводов – это материал изоляции, который также содержит определенный набор характеристик.
Углубляться в эти дебри не станем, и отметим лишь главное:
- Лучшей, считается изоляция из тефлона, особенно из вспененного, или с низкой плотностью.
- Далее по убыванию, идет полипропилен – провода с такой изоляцией немного хуже, но имеют более приятную цену.
- Самым распространённым на сегодня изоляционным материалом, является поливинилхлорид. Но такие акустические провода, из-за эффекта накопления диэлектриком заряда, сильно искажают звук, и явно не подходят для качественных систем звучания.
Совет! Хорошая изоляция акустического провода, должна быть эластичной, иначе при сильных перегибах, может произойти её повреждение.
Дополнительным плюсом качественного провода, является наличие экрана, который будет препятствовать появлению шумов. Данный тип кабелей рекомендуется применять для автозвука и дорогой Hi-Fi акустики.
Экранированный акустический кабель с двойной изоляцией и оплеткой
Строение проводов, стандартные входы и подключение
В данной части статьи мы рассмотрим строение проводов, и ознакомимся со списком клемм и соединений под них.
Типы акустических проводов
Акустические провода могут быть одно- и многожильными. Вторые, в свою очередь, делятся на три типа.
Пучкообразная жила: расположение токоведущих жил в таком кабеле неравномерно, что делает его уязвимым к отраженным сигналам. Поэтому использовать данный тип с акустикой, не рекомендуется.
Концентрический акустический кабель
Следующий тип проводов называется – концентрический. Благодаря тому, что жилы расположены ровно, по всей длине проводника образуется практически идеальное круглое сечение, что дает стабильное сопротивление на всех участках, и как следствие, передачу сигнала с малыми потерями.
Многожильный витой провод
Самой лучшей конструкцией, является — веревочная. По сути – это усовершенствованная модель предыдущего кабеля, но с лучшими показателями гибкости самого провода, что очень важно при укладке на участках с крутыми изгибами.
Одножильные провода обладают самой большой пропускной способностью, но из-за высокой жесткости, применение их в компактных системах довольно проблематично.
Акустический кабель витая пара
Особняком стоят кабели «витая пара», которые имеют множество вариантов сплетения. Некоторые из них оснащены сложным экранированием, что в значительной мере влияет на качество передаваемого сигнала.
В данных моделях проводов могут использоваться как монолитные, так и многожильные токонесущие жилы. Чем дальше они разнесены друг от друга, тем четче и детальнее передаются частоты от усилителя — но при этом начинает страдать слитность звука. Поэтому, наиболее оптимальное сочетание этих параметров, и есть главная задача инженеров, создающих данные провода.
Акустический провод 2х4 мм: витая пара
Витая пара бывает следующих моделей:
- UTP – стандартный кабель без экрана;
- FTP – у данной модели акустического кабеля, имеется фольгированный экран для отражения помех;
- STP – каждая жила провода имеет собственный экран, плюс добавлен общий экран, в виде оплетки из медной проволоки;
- S/FTP – внешним экраном для кабеля служит витая медная пара, каждая из которых имеет оплетку из фольги;
- SF/UTP – витая пара не имеет защиты, но экран у такого провода состоит одновременно из фольги и проволоки.
Совет! Даже хорошо экранированные провода, с двойным слоем изоляции, способны улавливать посторонние шумы, поэтому при укладке на металлические конструкции (салон автомобиля), рекомендуется, предварительно помещать их в гофру.
О чем говорят тесты
Тестируем акустические провода
Каждый тип кабеля, был уже кем-то опробован множество раз, поэтому у пользователей сложилось своё мнение о каждой модели в частности.
Итак, что советуют профессионалы на просторах интернета:
- Естественно, лучшими показателями обладают провода из чистого серебра, которые могут обеспечить передачу звучания с обертонами, и оригинальную запись звука, без каких-либо искажений
- Провода из монокристаллической меди (ООС) – это отличное решение для всех типов частот. Акустический провод для сабвуфера из этого материала, обеспечит чистый, глубокий бас.
- При выборе кабеля из бескислородной меди, вы столкнетесь с настоящей проблемой. Причина в том, что качество звучания на проводах разных производителей, сильно отличается. Особенно это касается китайских изделий, большая часть которых не выдерживает никакой критики.
- Композитные провода тоже весьма неплохи, но иногда, луженая оловом медь может создавать эффект шепелявости. Посеребренные модели придают звуку больше яркости, что скорее, считается плюсом.
Совет! Выбирая провод, откажитесь от немаркированных вариантов. Лучше купите товар известной марки. Например, из бюджетного сегмента выделяется продукция фирмы « Mystery».
Клеммы и разъемы
Думаем, что ни для кого не секрет, что тип клеммы выбирается в зависимости от формы ответного гнезда, которым снабжены усилители и колонки. Но всё равно мы думаем, что пробежаться по основным из них, будет весьма полезно.
U – образные клеммы
На фото выше, изображена U-образная клемма, которая чаще всего применяется при установке автомобильных усилителей. Соединение обладает изоляционным кожухом для защиты, но все равно, рекомендуется дополнительно обматывать стыки изоляторов, изолентой. Делается это потому, что контакты в системе находятся очень близко друг к другу, а вибрация кузова авто может оголить изоляцию.
Клеммник сабвуфера
Винтовые зажимы не потребуют от вас дополнительных деталей. Достаточно вставить в отверстие очищенный от изоляции конец провода, и затянуть гайку. Чаще всего, такие соединения можно увидеть на низкочастотных динамиках и домашних Hi-Fi системах.
Винтовые клеммы
Винтовые клеммы применяются при соединении профессиональной аппаратуры, дорогой акустики и микшеров для записи звука.
Клемма зажим
Зажимные клеммники – это очень удобное решение, применяемое в большинстве компьютерных акустических систем, недорогих домашних кинотеатрах и музыкальных центрах. Данное соединение так же не нуждается в ответных разъемах.
Готовые решения
Если ваша звуковая система оснащена вместо клеммников гнездами, то вам придется покупать готовый акустический кабель под них. Хотя на рынке чаще всего представлены образцы китайской промышленности, качество которых явно не лучшее, вы все равно можете найти продукцию известных производителей, так как все вышесказанное, относится в полной мере и к этим товарам.
Акустический провод компьютера
Так, например, для подключения к звуковой карте компьютера отдельного усилителя, или музыкального центра, используется кабель 3,5 мм мини-Джек — тюльпан. Кстати, в магазинах радиотоваров всегда можно найти множество переходников и нестандартных кабелей, которые позволят соединить в систему непрофильные приборы.
Кабель «тюльпан»
Многие системы, в том числе и автомобильные, оснащены гнездами под тюльпан. Данное соединение очень удобно и надежно. Провода данного типа могут использоваться как для передачи звука, так и видео.
Подключение динамиков
Соединить аудиосистему своими руками очень просто. Главное — следовать рекомендациям изготовителя, и соблюдать последовательность подключения.
Маркировка акустического кабеля
Каждый усилитель поддерживает определенное количество подключаемых динамиков, которые вы можете подобрать самостоятельно, под требуемую схему подключения. Готовые же системы, комплектуются с завода, и имеют соответствующее обозначение: 2.0; 2,1; 5,1; 7,1 – эти цифры, как раз и говорят о количестве колонок в комплекте.
- Первая цифра указывает, сколько высоко- и среднечастотных выходов имеет усилитель. Вторая – обозначает наличие в системе низкочастотного сабвуфера.
- Чтобы не запутаться, откройте прилагаемую схему подключения, где вы увидите название всех выводов, которые, кстати, дублируются на самом усилителе и колонках.
- Всё, что вам осталось сделать – это последовательно соединить все элементы. Но будьте внимательны, и не спутайте полярность. Плюсовые клеммы усилителя и динамиков, обычно обозначаются красным цветом, а минусовые – черным.
- Плюсовой провод для акустики, маркируется цветной полосой (см. фото выше), или имеет красную изоляцию. Минусовой – может быть черного цвета, или не иметь маркировки вовсе.
Последовательно соединяя провода для акустики с выводами, вы гарантируете себе качественный результат, без риска спутать кабели. Поверьте, что гораздо больше времени, у вас уйдет на распаковку системы, и расстановку её по комнате.
На этом всё — надеемся, что мы смогли наиболее полно преподнести материал. Читайте больше статей на нашем сайте!