1900 эдисон: Украдено у русских: как американцы «присвоили» наше знаменитое изобретение – Женский портал — Все о любви. Дети. ЗОЖ. Женская мода. Косметология. Красота. Кулинария

Содержание

Украдено у русских: как американцы «присвоили» наше знаменитое изобретение

Русский изобретатель лампы накаливания умер в нищете – а Томас Эдисон получил огромные деньги и всемирную славу

11 февраля 1847 года родился американский ученый и бизнесмен Томас Эдисон, человек, имя которого вошло в историю благодаря многочисленным изобретениям, самое знаменитое из которых – «лампочка Эдисона». В сознании многих электрическая лампа накаливания настолько ассоциируется с его именем, что они уверены: американец ее и придумал. Этому во многом способствовали зарубежные энциклопедии: долгие годы в значительной их части имена русских «отцов лампочки» не упоминались. Американские учителя на уроках и сегодня стараются обходить тот факт, что свое легендарное изобретение Эдисон позаимствовал у русских.

Бизнесмен с пеленок

Томас Эдисон в ранней юности. WikimediaТомас Эдисон в ранней юности. Wikimedia

Томас Алва Эдисон никогда не относился в породе сумасшедших ученых, которые готовы жить впроголодь, и совершенно непрактичны в быту. Изобретатель был всегда еще и гениальным бизнесменом, отличавшимся очень цепкой деловой хваткой. Ее он унаследовал от отца-коммерсанта. В детстве Эдисона особенно интересовали химические опыты. Учился же будущий изобретатель из рук вон плохо, некоторые педагоги даже считали его умственно отсталым.

При этом, если верить биографам, одновременно он был гением-предпринимателем и весьма смекалистым малым. В 12 лет обустроил типографию в поезде, где работал trainboy – торговцем прессой и сладостями, – и начал печатать «поездной листок» с местными новостями. А в 16 лет, работая по ночам телеграфистом, придумал, как сконструировать телеграфный «автоответчик» – чтобы все считали: он бдит на работе, а не занимается своими делами или спит. У Эдисона было удивительное чутье на гениальные изобретения, которые оставалось довести до ума – и оперативно запатентовать. О последнем он не забывал никогда.

Первые тысячи долларов Эдисон заработал в 22 года, усовершенствовав аппарат для передачи счетов о курсе золота и ценных бумаг – через год изобретение у него выкупили за 40 тысяч долларов. К 30 годам у него уже был солидный счет в банке и около полусотни патентов. Всего же он получил более 1000 патентов в США и около 3000 – за пределами страны. Особую гордость Томаса Эдисона составляли патенты, связанные с лампами накаливания, – и они же помогли ему заработать значительную часть состояния.

От летолёта к светопреставлению

Александр Лодыгин. WikimediaАлександр Лодыгин. Wikimedia

Имя русского электротехника Александра Лодыгина, в отличие от его знаменитого американского «конкурента», известно не очень многим. На счету изобретателя, бывшего военного – усовершенствованный водолазный аппарат, индукционная печь, электрообогреватель и другие приспособления. Его мечтой было сконструировать летательный аппарат с электрическим двигателем, который усилил бы военную мощь России. Параллельно с разработкой «летолёта» Лодыгин проводил опыты с лампами накаливания, изначально они интересовали его исключительно как деталь летолёта. Но опыты увенчались большим успехом.

В 1872 году изобретатель впервые публично продемонстрировал свое «светопреставление». А в 1874 году он получил патент на лампу накаливания, запатентовав ее во многих странах Европы, а также в Индии и Австралии. Но не в США. Бизнесмен из него оказался никудышным.

Компания «Русское товарищество электрического освещения Лодыгин и Ко» процветающей не стала. Отчасти этому способствовали неудачные биржевые спекуляции, в которые ввязался Александр Николаевич, отчасти – изобретение другого русского ученого, Павла Яблочкова, создателя «электрической свечи» — «дуговой лампы». «Свечи Яблочкова», как их стали называть за границей, быстро стали сенсацией в Европе и осветили улицы многих городов. Впоследствии Яблочков признал техническое превосходство изобретения своего «соперника» — и даже пытался поддерживать его материально, чем поверг в шок иностранных партнеров.

Лампа Лодыгина образца 1874 года. WikimediaЛампа Лодыгина образца 1874 года. Wikimedia

Тем временем, несмотря на денежные затруднения, Лодыгин продолжал эксперименты. Это он первым предложил использовать в качестве нитей накала вольфрамовые, закручивать их в спираль, он же додумался откачивать из ламп воздух, чтобы значительно увеличить срок их службы, и наполнять инертным газом. В 1900 году изобретатель представил свои вольфрамовые лампы на Международной выставке в Париже. В это время Эдисон все еще продолжал экспериментировать с угольным стержнем. Да и лампы накаливания заинтересовали американского изобретателя-предпринимателя значительно позже, чем Лодыгина. Как считают биографы, это произошло только в 1877-1878 году.

Битва гигантов

Есть источники, доказывающие, что первые «лампочки Лодыгина» попали в США в 1877 году вместе с российской военно-морской делегацией, отправившейся туда заключать договор на строительство новых крейсеров. В ее состав входил знакомый Лодыгина, якобы он-то и решил похвалиться перед Эдисоном изобретением, о чем впоследствии горько пожалел.

Лампа Эдисона. Рисунок из энциклопедии 1888 года. WikimediaЛампа Эдисона. Рисунок из энциклопедии 1888 года. Wikimedia

В январе 1880 года Томас Эдисон, усовершенствовав идею угольного стержня, подал заявку в патентное бюро США на лампу с угольным электродом, а вместе с ней – иск в суд с требованием запрета на производство аналогичных в Европе (к слову, Лодыгин тогда жил и работал в Париже). Иск был отклонен, но Эдисон продолжал атаку. Одновременно он начал активно усовершенствовать изобретение.

Однако несомненно, что именно Эдисон смог популяризировать лампы накаливания, сделать их выпуск дешевым и массовым. Благодаря ему конструкция ламп стала такой, какой мы ее видим сегодня. Это ему приписывают слова о том, что скоро электричество будет настолько дешевым, что свечи будут жечь только богатые. Лодыгин боролся – но безуспешно. Доходило до того, что он подавал заявки на патент, а Эдисон терпеливо ждал, когда истекут сроки рассмотрения (кто знает – то ли были виноваты бюрократические заморочки, то ли к этому прилагал руку Эдисон и его сторонники). А затем патентовал свои изобретения – очень похожие.

Томас Эдисон в 1922 году. WikimediaТомас Эдисон в 1922 году. Wikimedia

После нескольких десятилетий русский ученый, похоже, смирился, что бой проигран. В начале 1900-х компания Эдисона стала частью гигантского концерна General Electric. А в 1906 году отчаявшийся и оставшийся почти без денег Лодыгин (на тот момент он работал в США) продал концерну патент на свое главное изобретение – лампу с вольфрамовой нитью. За бесценок – вырученных денег хватило только на то, чтобы он с семьей смог вернуться в Россию.

После революции изобретатель вновь оказался в США – уже в эмиграции. Александр Николаевич скончался в 1923 году в Бруклине, практически в нищете. Ни одно из его изобретений так и не сделало его богатым человеком – как и Яблочкова, которому в конце жизни даже пришлось жить в доме сестры – его собственный сгорел, а денег на новый не было.

Женский портал — Все о любви. Дети. ЗОЖ. Женская мода. Косметология. Красота. Кулинария

Что изобрел эдисон в 1900 году. Изобретения томаса эдисона. Томас Эдисон и промышленное электрическое освещение

Вклад выдающихся людей в жизнь современного общества бесспорно огромен. Без изобретений и открытий «сильных» умов человечества, возможно, сегодняшняя жизнь выглядела бы иначе. Эти открытия и изобретения представляют собой огромный эволюционный шаг вперед, делающий современную жизнь более комфортной. Без сомнений к выдающимся умам прошлого и позапрошлого столетий можно отнести американского изобретателя Томаса Альву Эдисона, чья жизнь растянулась на два века: родился он 11 февраля 1847 года, а скончался 18 октября 1931 года. За свою долгую жизнь Т. Эдисон получил более 1000 патентов в США и более 1000 патентов в других европейских странах мира. Ни один американский изобретатель за свою продолжительную жизнь не получал такого большого количества патентов от Бюро по выдаче патентов. Благодаря изобретениям Томаса Эдисона были усовершенствованы такие направления, как телефония и телеграфия, благодаря его усилиям появилась первая в мире общественная электростанция. Эти открытия поистине масштабны и незаменимы, а его можно называть с большой буквы Великим Умом Человечества.

Стоит подчеркнуть, что еще в детстве будущий изобретатель был весьма любознательным и имел от природы светлый ум и отличную память, несмотря на все тяготы жизни и довольно суровые детские годы, когда он часто болел и много работал, чтобы помочь матери в заработке денег.

Можно выделить основные значимые изобретения Томаса Эдисона, действительно изменившие жизнь в лучшую сторону:

  1. Свой первый патент Эдисон получил в возрасте 22-х лет в 1869 году, когда он работал телеграфистом. Возможно, поэтому его первое изобретение было связано с телеграфической отраслью. Он придумал и разработал устройство, автоматически подсчитывающее количество голосов «за» и «против» на голосованиях, не используя привычный в то время бумажный метод подсчетов, когда все фиксировалась на бумажных носителях. Этот изобретенный электрический счетчик, подсчитывающий количество голосов, позволял просто нажимать определенную кнопку, соответствующую «да» или «нет», и находился на столе каждого участника голосования. Благодаря коррумпированности политических властей того времени, это изобретение Эдисона не получило должной огласки и распространения, так как не позволяло властям подтасовывать голоса, как это можно было делать до этого, применяя «бумажную» методику голосования. Юный изобретатель свое первое детище назвал электрографическим рекордером для голосований. После своей первой неудачи он решил придерживаться строго правила – изобретать только то, что действительно нужно и будет пользоваться спросом;

  1. Свое следующее изобретение творец запатентовал в 1876 году, это был прототип современной тату-машинки. Это устройство получило название пневматическая ручка-трафарет, которое применялось в то время для копирования документов. В 1891 году известный татуировщик того времени Сэмюель О’Рейли запатентовал первую в мире машинку для нанесения татуировок, разработанную на основе пневматической ручке Эдисона;

  1. В 1877 году Эдисон изобрел устройство, которое действительно сделало его знаменитым на века во многих странах мира. Это устройство он назвал фонографом. Оно появилось благодаря его работе над совмещением телеграфа и телефона. Принцип работы телеграфического аппарата заключался в фиксировании сообщения на бумажном носителе, которое впоследствии можно было многократно пересылать посредством телеграфии. Он задумал аналогичное проделать и с телефоном. В результате его работ разговор, передающийся посредством телефонного аппарата, фиксировался в виде оттисков на бумаге автоматически, без участия человека;

  1. Мало кто задается вопросом: «Кто изобрел кукол, которые издают различные звуки?». На самом деле эта идея принадлежит Томасу. Он продолжил развивать идею с фонографом и, уменьшив его в разы, поместил в детские игрушки, тем самым «оживив» их за счет придания голоса. Как правило, такие игрушки «говорили» детскими голосами, они читали стихи и рассказывали сказки. Но у этой идеи были как сторонники, так и недоброжелатели, что помешало повсеместному развитию данного направления;
  2. Но были в карьере изобретателя и неудачные открытия. Он задумал при помощи магнитного воздействия выделять из низкосортной руды компоненты железа. Изобретатель приобрел порядка 145 заброшенных шахт в американском штате Нью-Джерси, но все потраченные им средства положительного результата не принесли, в итоге он откинул идею создания магнитного железорудного сепаратора;
  3. В 1881 году было запатентовано устройство, позволяющее контролировать и вести точный подсчет потраченной электроэнергии, иными словами он придумал электрический счетчик – веберметр;

  1. В процессе своей экспериментальной деятельности Томас придумал инновационный новый метод хранения продуктов, в частности это касалось фруктов и овощей, за счет создания стеклянных колб, в которых создавался вакуум, благодаря откаченному воздуху;
  2. Применив щелочной раствор для аккумулятора на основе железа и никеля, он получил аналог современной щелочной батарейки, которая легла в основу создания электромобилей, работающих на электричестве. Так, благодаря изобретенному им методу создания щелочной батарейки, к 1900 году около 30 % выпускаемых в США автомобилей работали на электричестве. Но, к сожалению, спустя 10-тия эта идея исчерпала себя, и на ее место пришел бензин. Тем не менее, это его открытие стало одним из самых масштабных, за счет которого он существенно обогатился;
  3. Максимально стараясь упростить жизнь американцев, Эдисон усовершенствовал процесс производства бетона за счет применения специального метода вращения в печах. Вследствии этого себестоимость материала упала в разы и стала доступна разным слоям населения. Но на этом совершенствователь не остановился и стал применять этот цемент в производстве бетонной мебели, которая служила в разы дольше привычной деревянной. Кроме этого он стал основателем строительства домов на основе бетона. Готовые дома с полной коммуникационной системой в среднем обходились американцем порядка 1200 долларов, что было на треть дешевле аналогичных домов из других материалов. Но, к сожалению, широкого распространения бетонные дома не получили, так как для производства бетонных конструкций требовались специальные дорогостоящие формы, которые могла себе позволить применять не каждая строительная компания того времени. Тем не менее, к 1917 году было введено в эксплуатацию порядка 11 домов, но они не получили соответствующего положительного отклика, поэтому строительство этих домов было сначала приостановлено, а впоследствии полностью прекращено;
  4. Мало кто знает, но Эдисон увлекся оккультизмом и загробной жизнью. Он пытался записать голоса и звуки умерших только что людей, это и легло в основу создания духового телефона в 1920 году, иными словами он разработал прибор некрофон. К сожалению, на сегодняшний день этот прибор не сохранился, не сохранились и чертежи, поэтому действительно ли Томасу удалось реализовать свою задумку, до настоящего времени точно никто не знает;
  5. Светлый ум и изобретательность этого человека привели к существенному усовершенствованию телефонных аппаратов. В частности, он усовершенствовал микрофон телефона, заменив угольный стержень на угольную батарейку;
  6. Добавив в лампы накаливания угольную нить, он существенно удешевил готовую продукцию, а также увеличил ее срок эксплуатации до 40 часов, позволяя ее массовое использование. Сегодня усовершенствованную лампочку Эдисона сравнивают с именем Светлана, которое является таким же светлым и ярким. Но на этом экскременты со светом Эдисон не прекратил, продолжая дальше работать над темой освещения. Он пошел еще дальше, создав трансформатор, который контролировал подачу электроэнергии электрическим приборам, а впоследствии, в 1882 году, – целую электрораспределительную систему. Изначально данная система функционировала только в 2-х кварталах, но она успела за короткий период времени зарекомендовать себя с сугубо положительной стороны. В этом же году под его началом начала функционировать первая электростанция в одном из крупных городов Америки, Нью-Йорке. Это изобретение по праву считается лучшим творением всей его жизни;

  1. Эдисон проводил эксперименты по созданию

Двое суток без сна, или Как появилась лампа накаливания

Усовершенствование электрической лампочки стало одним из самых ярких научных достижений в жизни Эдисона, но далеко не единственным. За свою жизнь он успел запатентовать более тысячи изобретений.

Эдисона называют великим «самоучкой» Америки. В это трудно поверить, но он не проучился в начальной школе и года. Преподаватели считали его пустоголовым мечтателем и не хотели видеть на своих уроках. Образованием Томаса занималась его мать – бывшая учительница.

Свои первые самостоятельные опыты по химии он начал ставить в 10-летнем возрасте в подвале родительского дома. Когда же юному химику понадобилось более сложное оборудование, он отправился на заработки. 12-летний Томас продавал конфеты и газеты в поездах, а в перерывах работал в импровизированной лаборатории, находящейся в багажном вагоне.

Заработанные на продаже газет средства он потратил на ручной печатный станок, на котором напечатал первый выпуск собственной газеты «Уикли Джеральд». Издание рассказывало о событиях в стране, о жизни железной дороги, а также о ценах в ближайших торговых точках. Довольно скоро Эдисон довел тираж газеты до 400 экземпляров и заработал первый капитал для своих научных опытов, пишет 3dnews.ru.

В 21 год Томас Эдисон пополнил ряды телеграфистов бостонской конторы «Вестерн Юнион». Вскоре он не только стал одним из лучших сотрудников организации, но и внес значимый вклад в развитие телеграфа, в частности — усовершенствовал биржевой телеграф. Получив за свое изобретение внушительную по тем временам сумму, Эдисон полностью посвятил себя научной работе.

Некоторые свои изобретения он испытывал на друзьях. Так, гости часто недоумевали, почему калитка ученого так тяжело открывается. «Неужели такой гений как Эдисон неспособен сконструировать нечто вроде более совершенное», — говорили они.  Эдисон отвечал: «Калитка сконструирована гениально. Она соединена с насосом домашнего водопровода. Каждый, кто входит, накачивает в цистерну двадцать литров воды».

Модернизатор

В истории важнейших изобретений XX века Эдисон играл в основном  роль модернизатора. Он занимался усовершенствованием тех изобретений, которые были созданы до него — беспроволочного телеграфа, радио, силового электрооборудования, киноаппаратуры, автомобилей и самолетов.

Без модернизаций Эдисона созданный Александром Бэллом телефонный аппарат было бы нелегко эксплуатировать. То же – и с электрической лампой накаливания: Эдисон всего лишь усовершенствовал то, к чему до него пришли его предшественники.

Впервые мир услышал о лампе накаливания, благодаря англичанину Де Ла Рю. Он задолго до Эдисона поместил платиновую проволочку в стеклянный сосуд и пропустил по ней ток. Затем были усовершенствованные версии лампы – от бельгийского ученого Жобара (Baptiste-Ambroise-Marcellin Jobard), немецкого Генриха Гебеля (Heinrich Gobel), английского Джозефа Вильсона Свана (Joseph Wilson Swan) и русского Александра Лодыгина.

Российский отставной офицер Лодыгин построил лампу накаливания с тонким стержнем из ретортного угля, а Эдисон домыслил изобретение, поместив в лампочку не угольный стерженек, а волосок из обугленного бамбукового волокна.

Работая над новой лампой накаливания, ученый проявлял чудеса выносливости. Так, проверяя характеристики угольной цепи лампы,  он провёл в лаборатории около 45 часов без сна и отдыха. А чтобы найти нужный материал для нити накаливания, ему пришлось перепробовать  6 тысяч экземпляров разного рода растений, пока Эдисон  не остановился на японском бамбуке, пишет peoples.ru.

В результате своей работы он добился значительно лучшего удаления воздуха из лампы, благодаря чему накаленная нить светилась, не перегорая, в течение многих недель. Он также соединил воедино лампу накаливания, электрогенератор, розетку и вилку.

Довольно скоро лампы Томаса Эдисона появились по всему миру. Одновременно в прошлое ушли те времена, когда люди спали по 10 часов в сутки.

Новый век – новый свет

На протяжении почти всего XX века у ламп Эдисона не было достойного конкурента. Прорыв в бытовом освещении был сделан только в 1976 году, когда изобретатель Эд Хаммер представил компании General Electric принципиально новую лампу, получившую впоследствии название энергосберегающая, пишет treehugger.com.

По сравнению с обычной «лампочкой Ильича» энергосберегающая лампа — это сложное светотехническое устройство, в котором имеется пусковое устройство и стеклянная колба, наполненная парами ртути. Нити накаливания в такой лампе нет, что увеличивает ее срок службы от 6 до 15 раз.

Такие лампы требуют непременной утилизации и стоят несколько дороже, чем обычные лампы накаливания. Однако по подсчетам специалистов, все затраты окупаются, поскольку энергосберегающие ламы позволяют снижать энергопотребление до 80% без потери привычного уровня освещенности помещения.

Площадь поверхности энергосберегающей (люминесцентной) лампы намного больше площади поверхности нити накаливания, а значит, свет в комнате будет распределяться равномернее, что позволит снизить утомляемость глаз.

Как выбирать экономичные лампы?

Во многих странах Европы дни ламп накаливания уже сочтены. Европейцы полностью откажутся от них в 2012 году.

В России соответствующий запрет может быть наложен с 2014 года. Ожидается, что прибыль от перехода на энергосберегающие лампы только на жилом секторе составит порядка 10 миллиардов киловатт-часов, что равноценно мощности средней атомной электростанции.

Согласно результатам опроса, уже сегодня более половины россиян (57%) использует у себя дома энергосберегающие лампы. Однако у многих до сих пор возникает множество вопросов при покупке этих источников света.

Выбирая энергосберегающую лампу, стоит учитывать четыре фактора: размер, мощность, цоколь лампы  и цвет света.

Размер и форма

Энергосберегающие лампы, как правило, больше по размеру, чем обычные лампочки накаливания. Поэтому, некоторые из них могу не поместиться в светильник.

Люминесцентные лампы бывают двух видов: в форме буквы U и в виде спирали. Между собой они отличаются только ценой, поскольку спиралеобразные более дорогие в производстве, а значит, и в магазинах.

Мощность энергосберегающих ламп колеблется от 3 до 85 Вт. Выбирать подходящую лампу следует, поделив мощность обычной лампы накаливания на пять, поскольку световая отдача люминесцентной лампы в пять раз выше лампы накаливания.

Отправляясь за люминесцентной лампой, необходимо заранее узнать тип цоколя светильника. Потолочные люстры, как правило, имеют цоколь E 27, а небольшие светильники и торшеры – E 14. Тип цоколя указан на упаковке.

Энергосберегающие лампы имеют разные цветовые температуры. Она маркируется на упаковке. 2700 К – это мягкий белый свет, 4200 К – дневной свет, 6400 К – холодный белый свет. Чем ниже этот показатель,  тем ближе свет к красному, а, значит, к теплому; чем выше, тем он ближе к синему – холодному.

Стоит отметить, что экономия на энергосберегающих лампах напрямую зависит от того, правильно ли они используются.  Дело в том, что пусковые устройства не переносят частого включения-выключения. Если в течение суток процесс «включение-выключение-включение» происходит более пяти раз, то срок службы энергосберегающих ламп падает.

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

10 изобретателей лампочки накаливания, которые изобрели ее до Томаса Эдисона.

Начала: 10 изобретателей лампочки накаливания

На фото: шахтерские безопасные фонари. На фото в верхнем правом углу горит лампа Дэви. Не Эдисона)

Томас Эдисон популяризовал лампочку накаливания и именно его имя вошло в историю, но он ее не изобретал. На самом деле, было 22 других «Изобретателя» лампочки накаливания, которые появились ДО Эдисона – согласно историкам Robert Friedel и Paul Israel.

Начиная с англичанина сэра Хамфри Дэви – первого, кто открыл принцип свечения, использованный в лампах накаливания — свечение при прохождении электрического тока через тонкую полоску платины в 1802 году — кажется, что лампочка была изобретена заново каждые несколько лет, на протяжении всего 19-го века.

Получилось, однако, так, что изобрести прохождение тока через нити для создания лампы накаливания было самым легкой частью процесса. Более трудной задачей было найти долгосрочный, экономически эффективный дизайн для ламп накаливания, который мог быть защищен от прото-патентных троллей, конкурентов и откровенных махинаторов, которые стремящихся получить прибыль от устройства. История «изобретения» лампочки накаливания является историей гениальных мыслителей, стремившихся к одной и той же цели множеством различных средств, но раз за разом терпевших неудачу из-за технических- и бизнес-проблем. Эдисон (который основал General Electric, который спонсирует журнал, в котором изначально написали эту статью) преуспел, потому что у него был правильное сочетание технического мастерства и деловой хватки, достаточное, чтобы осветить весь мир. Но он был не первый.

 

Ниже Вы найдете иллюстрации и описания относящиеся к первым 10 изобретениям лампочек накаливания.

Сэр Хамфри Дэви

Дэви создал то, что считается первым эффектом свечения спирали накаливания в 1802 году. Он пропустил электрический ток через тонкую полоску платины. Затем в 1809, он создал дуговую лампу, подсоединив два провода к батарее и расположив угольную нить между двумя свободными концами проводов. Получилась первая безопасная шахтерская лампа, которая могла светить даже в присутствии гремучего газа. 

Лампу Дэви Вы можете увидеть на первом фото в начале статьи, она светит в правом верхнем углу.

Джеймс Боуман Линдси

Линдси утверждал, что первый продемонстрировал электрическую лампу публично на открытом собрании в Dundee, Шотландия, в 1835 году. Однако, его претензии недостаточно хорошо документированы и он не развивал изобретенное устройство в дальнейшем. Его изобретение использовало порошкообразный уголь между двумя платиновыми проводами в вакуумной стеклянной колбе. В 1841, англичанин Фредерик Де Молейнс получил первый патент на лампочку накаливания, но что именно он привнес в технологию, неизвестно.

Уоррен де ла Руэ

Британский астроном и химик, де ла Руэ создал первую лампу накаливания в 1820 пропустив электрический ток через платиновую катушку в вакуумной трубке. Несмотря на свою эффективность с точки зрения свечения, стоимость платины сделала это изобретение непрактичным для коммерческого использования.

 

На фото: лампа накаливания Де Ла Руэ с непрактичной платиновой катушкой

 

 

Александр Лодыгин

Русские тоже приняли участие в этой гонке. Лодыгин получил патент в России на лампу накаливания в 1874 году. В дальнейшем он перебрался в США и получил патенты на лампы накаливания с нитями из различных материалов. Его лампочка с молибденовой нитью демонстрировалась на Всемирной Парижской выставке в 1900 году.

На фото: лампа Ладыгина 

 

Генри Вудвард и Мэттью Эванс

В 1874 году, Вудвард и Эванс создали и запатентовали лампу накаливания в Канаде.  Они попытались коммерциализировать свое изобретение, но не преуспели, и в дальнейшем перепродали свой патент Эдисону.

На фото: чертеж из патента Вудварда и Эванса 1874 года. 

Уильям Савьер

Савьер разработал светящийся аппарат в 1877 году и основал компанию совместно с Албоном Маном для производства ламп накаливания. Он успешно защищал свои патенты от посягательств компании Эдисона и подписал контракт с Вестингауз чтобы использовать свои лампочки для освещения Чикагской Всемирной Ярмарки 1893 года.


На фото: реклама освещения (лампочки, электропатроны, провода) фирмы Савьер — Ман.

Льюис Говард Латимер

Сын рабов, который бежал из Вирджинии в свободный от рабства Нью Джерси, Латимер работал на другого пионера индустрии лампочек, Хирама Максима, и запатентовал угольную нить для ламп накаливания, которая существенно продлевала срок жизни лампочек. Эдисон в дальнейшем приобрел патент и нанял Латимера в 1884 году. Латимер также изобрел резьбовое соединение между лампочкой и электропатроном, которое позволило удобно и надежно фиксировать лампочку при эксплуатации.

На фото: Латимер в 1882 году.

Генрих Гобель

Противоречивая фигура в истории освещения, Гобель, был родом из Германии, но затем переехал в Нью Йорк. Он утверждал, что создал работающие лампочки накаливания в 1850-х, задолго до экспериментов Эдисона. В 1893 году юристы трех компаний- производителей лампочек, против которых подала иски фирма Эдисона, использовали так называемую защиту Гобеля чтобы утверждать, что патенты Эдисона были недействительными, так как его изобретение не было новинкой. Суды установили, что «было крайне маловероятно», что Гобель действительно создал успешно работающую лампочку в 1850-х годах, и что Гобель не мог произвести реально действующие устройства.  Гобель в дальнейшем получил несколько патентов на его позднейшие усовершенствования лампочки, но Эдисон отказался их (патенты) купить.

На фото: немецкая почтовая марка показывающая дизайн лампочки Гобеля 1854 года.

Томас Алва Эдисон

Лампочки, созданные до экспериментов Эдисона, как правило, были дорогими и недолговечными. Достигнутой целью и успехом Эдисона было создание «долгоиграющей» лампочки в вакуумной колбе, которая имела коммерческую ценность. Патент Эдисон получил в январе 1880 года. Тем не менее, было множество стражений в судах в течении нескольких лет после предоставления данного патента. Какие-то претензии компания Эдисона успешно отбила юридически, какие-то другими способами – например, Эдисон создал совместное предприятие EDISWAN с Джозефом Сваном, чтобы избежать судебной компании с британским изобретателем.

На фото: патент 223898 на электрическую лампочку Эдисона, выпущенный 27 января 1880 года. 

Джозеф Сван

Сван запатентовал свое изобретение лампочки накаливания в 1878 году в Англии. К 1881 году он основал The Swan Electric Lamp Company и начал коммерческое производство. Поскольку они получили схожие патенты практически одновременно, компании Эдисона и Свана объединились в “Объединенную электрическую компанию Эдисона и Свана». Однако, в дальнейшем Эдисон приобрел всю долю Свана в компании и Сван продал свои патентные права Британской Электрической компании в 1882 году.

На фото: реклама лампочек накаливания EDISWAN

 Английский текст Исабель Йейтс, пересказ euro-lamp.ru

 

Биография Томаса Эдисона (кратко). Что изобрел Томас Эдисон?

Томас Алва Эдисон — один из самых ярких и известных изобретателей ХIХ века. В это время в разных уголках планеты люди стали искать способы использования искусственного света, передачи и записи звука и изображения. В этих условиях Эдисону удалось не только усовершенствовать изобретения своих предшественников, но и создать абсолютно новые технические устройства. В Томасе Эдисоне сочетались талант изобретателя и коммерческая жилка. Это позволило ему не только придумать множество технических новинок, но и успешно внедрить их использование в повседневную жизнь людей по всему миру.

Детство и юность

Будущий изобретатель родился 11 февраля 1847 года в городе Майлон штата Огайо в семье торговца и школьной учительницы. Ни родители, ни учителя долгое время и не подозревали, что через несколько десятков лет маленький Томас коренным образом изменит привычный уклад жизни европейцев и американцев. В раннем детстве Эдисон не ладил с учёбой. Это было связано не только с детской неусидчивостью, но и с проблемами со здоровьем. Из-за не до конца вылеченной инфекции мальчик стал терять слух. Ему пришлось уйти из школы и учиться дома. Мать Томаса обучила сына всему, что знала сама, а также регулярно покупала для него лучшие книги и учебники.

В свободное от уроков время Томас зарабатывал деньги: продавал сладости и разные мелочи. Достаточно рано мальчик стал демонстрировать незаурядные коммерческие способности, ему удалось организовать группы из таких же мальчишек-торговцев и получать часть их выручки. Тогда же он начал проводить свои первые эксперименты по химии и физике.

В подростковом возрасте Эдисон стал работать разносчиком газет. Он настолько вошёл во вкус дела, что через пару лет даже стал издавать первую поездную газету для пассажиров. Возможно, жизнь Эдисона сложилась бы абсолютно иначе, если бы не один счастливый случай, произошедший с ним в юности. Летом 1862 года Томас спас маленького мальчика, едва не попавшего под поезд. Отцом ребёнка оказался начальник железнодорожной станции, который в качестве благодарности решил обучить талантливого юношу телеграфному делу. Эдисон досконально изучил работу телеграфа, что позволяло ему найти более высокооплачиваемую работу. Впрочем, изобретатель не задерживался надолго на одном месте.

В период с 1863 по 1869 год Эдисон много разъезжал по стране и сменил несколько мест работы, в числе которых была и существующая по сей день компания Western Union. Всё это время он не забрасывал свои опыты и создал несколько устройств, которые, впрочем, не нашли широкого применения. Например, потенциальные заказчики отвергли электрический прибор для подсчёта голосов, который Эдисон создавал специально для Американского парламента.

Карьера

В 1874 году Эдисону улыбнулась удача. Он создал квадруплексный телеграф, предназначавшийся для биржевых торгов. Этот телеграф позволял устанавливать более прочное и устойчивое соединение, чем его предшественник. Аппарат был немедленно куплен главой компании  Gold & Stock Telegraph Company за огромную сумму денег. С этого момента Эдисон решил уйти с работы и всё своё время посвятить изобретательству.

Деньги, полученные за квадруплексный телеграф, позволили изобретателю открыть в 1876 году огромную лабораторию в городке Менло-Парк. Сюда регулярно приезжали представители различных американских компаний, желавшие получить от Эдисона решение какой-либо технической задачи. А к концу 1880-х годов имя Эдисона уже было известно и в Европе. На территорию лаборатории было строго запрещено входить журналистам и зевакам. Местные жители относились к изобретателю и его работе едва ли не с благоговейным трепетом. За считанные годы лаборатория превратилась в полноценный научно-исследовательский центр, а Эдисон стал открывать её филиалы в других городах.

В Менло-Парке изобретатель создал множество устройств, преобразивших мир, например, микрофон и фонограф, благодаря которому люди смогли воспроизводить и записывать звуки. Несколько первых фонографов Эдисон разослал людям, которых считал величайшими из своих современников, в том числе и Льву Толстому.

Особой вехой в изобретательской деятельности Эдисона было усовершенствовании лампы накаливания. Первая такая лампа была создана в 1874 году русским инженером Лодыгиным. Лодыгин выкачивал воздух из стеклянной колбы, в которую была вставлена угольная нить. За счёт накаливания нити, лампа начинала светиться. К сожалению, угольная нить часто перегорала, и лампы приходили в негодность. Эдисон усовершенствовал изобретение Лодыгина, заменив материал для нити накаливания на вольфрам. Это позволило сделать лампы более долговечными и пригодными для массового производства.

Также Эдисон выкупил права на изобретение Лодыгина: русский физик не мог пролонгировать свой патент из-за финансовых трудностей. Сразу после получения патента изобретатель наладил собственное производство ламп накаливания и открыл в 1882 году первую в Америке электростанцию. Великолепно разбиравшийся в тонкостях законодательства Эдисон очень часто проделывал такой приём с талантливыми изобретателями, лишёнными коммерческих способностей. Из-за этого он не раз подвергался критике и при жизни. Многие считали, что Эдисон — плагиатор, лишь слегка переделывавший чужие изобретения. Стремление к наживе и присвоению себе чужих лавров привело к охлаждению отношений, а позже и к открытому противостоянию между американским изобретателем и Николой Тесла, одно время работавшего в компании Эдисона.

Изобретатель был женат дважды на:

  • Мэри Стиуэлл, скончавшейся в 1884 году. В этом браке Эдисон стал отцом двух сыновей и дочери.
  • Мине Миллер, которая была на 18 лет младше своего супруга и также родила ему троих детей.

Изобретатель скончался в 84года от сахарного диабета. Ещё при жизни он стал признанным гением и фигурой мировой величины.

Изобретения Томаса Эдисона

Число изобретений, появившихся благодаря острому уму и богатому воображению Томаса Эдисона, поистине огромно. На имя Эдисона было оформлено свыше 1000 патентов. Часть из этих предметов ушла в прошлое, но многими из них мы пользуемся и по сей день.

  • Мимеограф — один из первых копировальных аппаратов;
  • Кинетоскоп, позволивший снимать фильмы;
  • Электрический стул;
  • Сепаратор магнитной руды;
  • Щелочной аккумулятор;
  • Электрогенератор;
  • Угольный микрофон, использовавшийся в телефонии.

Кроме того, Эдисон первым выделил многие вещества, используемые сегодня в фармацевтике и химическом производстве, например, фенол и бензол.

Всю свою жизнь изобретатель оставался самоучкой, он так и не получил какого-либо образования. Эдисон презрительно относился к книжной учёности и теоретическим наукам, считая, что это пустая трата времени, и для изобретателя куда важнее практика. Это нередко усложняло его работу, в ряде случаев ему приходилось трудиться как бы вслепую, просто перебирая все доступные варианты, вместо того, чтобы с помощью естественнонаучных законов и математики сразу выбрать лучший из них. Так, например, известно, что во время разработки щелочного аккумулятора Эдисон провёл почти 60 000 экспериментов. К своей работе Эдисон всегда подходил очень обстоятельно и тщательно, каждый день он проводил за экспериментами и их описанием не менее 16 часов.

Первые электромобили | Журнал Популярная Механика

Новое — это хорошо забытое старое. История столетней давности, главными действующими лицами которой являются Томас Алва Эдисон, мистер Электричество, и Генри Форд, мистер Автомобиль, — наглядное тому подтверждение.

Когда-то привычные для нас машины с коптящим двигателем внутреннего сгорания считались экзотикой. Например, в 1900 году в крупнейших мегаполисах Востока США Нью-Йорке, Чикаго и Бостоне они едва составляли шестую часть автопарка, проигрывая по численности паровым и электрическим конкурентам. Не говоря уже о гужевом транспорте, который доминировал на рынке вплоть до начала 1920-х.

Королями дорог в те времена были паровики. Мощные, экономичные, всеядные, они за счет ломового крутящего момента демонстрировали отличную динамику и имели простую систему управления. Но совладать с ними могли только крепкие мужчины, не боявшиеся черной работы. Перед поездкой владелец должен был залить в систему несколько ведер воды, раскочегарить бойлер до рабочей температуры и лишь после этого усаживаться за руль. Во время движения нужно было внимательно следить за давлением пара и вручную регулировать подачу моторного масла на поршни.

Картина 1912 года: дама заряжает свой фешенебельный электромобиль Columbia Victoria Mark 68. В начале прошлого века электромобили привлекали многих женщин простотой в управлении и обслуживании.

Первые электромобили проигрывали паровикам и бензиновым автомобилям в цене и скорости. Но их покупателей — преуспевающих юристов, врачей и эмансипированных женщин — это не пугало. Изысканная публика с толстыми чековыми книжками обращала внимание на другое. Неоспоримыми преимуществами электрических экипажей были полная бесшумность, мгновенный запуск двигателя, элементарный алгоритм управления, исключающий переключения тугой кочерги коробки передач, и минимальное периодическое обслуживание при достаточном запасе хода в 40−60 км.

Причиной же относительной медлительности был слишком быстрый разряд свинцовых батарей в моменты пиковых нагрузок на мотор. Но если учесть, что на булыжных мостовых начала ХХ века лихачить было смерти подобно, этот минус считался несущественным.

Как сделать электромобиль из обычного автомобиля

Как сделать электромобиль из обычного автомобиля Вы будете удивлены, но в начале ХХ века, когда о бензоколонках еще никто не слышал, а бензин продавался в аптеках, во всех крупнейших городах Америки уже существовали местные сети зарядных станций для электротранспорта. Например, в Детройте компания Anderson Carriage эксплуатировала три двухэтажные станции, каждая из которых могла принять одновременно более сотни машин. За $35 в месяц клиенты могли получить роскошный сервис: персонал отгонял электромобиль на ночь под крышу одной из станций, где его мыли, полировали, проверяли исправность подвески, меняли истощенную батарею на заряженную и в назначенное время возвращали владельцу. Кроме того, в Anderson Carriage каждый желающий мог купить или взять в аренду гаражное зарядное устройство.

Впрочем, при необходимости электрические лошадиные силы могли заткнуть за пояс кого угодно: на первых в истории США коммерческих автогонках, состоявшихся в 1896 году в Крэнстоне, электромобиль компании Riker не оставил пяти бензиновым соперникам ни единого шанса. Эта же машина с новым мотором в 1901 году установила первый в истории официальный рекорд скорости, пролетев милю за 63 секунды. Кроме того, электромобили были чертовски надежны — в них просто нечему было ломаться! Модели таких компаний, как Baker Electrics, Detroit Electrics и Rausch & Langs, годами не требовали ремонта силовой установки.

Компания Electric Storage Battery (ESB), производитель свинцовых аккумуляторов Exide, в Нью-Йорке имела собственный парк электротакси из нескольких десятков машин, а в Детройте 100 экипажей было в распоряжении Detroit Taxicab. Муниципальные службы эксплуатировали электрические кареты скорой помощи (в одной из них в свой последний путь отправился смертельно раненный президент Мак-Кинли), электрические пожарные машины и почтовые фургоны.

Как сделать электромобиль из обычного автомобиля Этот электромобиль с двумя 50-киловаттными моторами и сотней двухвольтовых аккумуляторных ячеек стал первым дорожным транспортным средством, развившим 100 км/ч.Бельгийский автогонщик Камиль Женаци установил этот рекорд 29 апреля 1899 в окрестностях Парижа.

Всего же в 1899 году в Штатах насчитывалось 12 производителей электромобилей с суммарным объемом продаж свыше 1400 единиц в год. Причем на рынке были представлены даже гибридные модели — их выпускала компания Woods Electric из Чикаго. На скоростях до 25 км/ч они приводились в движение электромотором, а свыше этого — бензиновым двигателем.

Мистер Электричество

Было бы странно, если бы великий изобретатель (или, как утверждали злые языки, великий эксплуататор чужих талантов) Томас Алва Эдисон обошел вниманием столь многообещающий бизнес. В конце XIX века Эдисон искренне считал электричество своей вотчиной и был абсолютно уверен, что все, что крутится в Новом Свете, должно включаться в розетки электросетей постоянного тока Edison Electric Illuminating Company. В том числе и машины.

В 1895 году эксперимента ради он самостоятельно собрал переднеприводный электромобиль, а в последующие годы систематически пополнял свой автопарк электрическими экипажами других компаний. Ощутив на себе все неудобства, связанные с гаражной зарядкой батарей, в 1898 году Эдисон поручил своим инженерам разработать зарядное устройство для общественного пользования — что-то наподобие пожарного уличного гидранта. Эта штуковина размером с телефонную будку имела три розетки различных стандартов.

Как сделать электромобиль из обычного автомобиля

Отзывы владельцев электрических коней об электранте (так именовалось это устройство) были положительными, но развития идея не получила. Во‑первых, для коммерческого успеха зарядной сети были нужны сотни клиентов в день. Во‑вторых, Эдисон упрямо игнорировал концепцию переменного тока, предложенную Николой Теслой и промышленником Джорджем Вестингаузом. Поэтому для использования в районах, где были развернуты конкурирующие сети Вестингауза, электранты не годились. В-третьих, приборчик оказался «сырым» и частенько приводил к выводу батарей из строя.

Проиграв схватку за зарядную инфраструктуру, Эдисон и не думал сдаваться. Он понимал, что у электромобиля, помимо кучи бесспорных плюсов, имеется один серьезный минус — никудышная «дальнобойность». Поэтому Мистер Электричество решил разработать инновационные батареи, которые могли бы обеспечить электромобилям, считавшимся в то время «женскими игрушками», как минимум 100 миль пробега без подзарядки (тяжеленные пакеты свинцовых элементов Exide, заполонившие рынок в те годы, «тянули» всего на 40−50 км).

Как сделать электромобиль из обычного автомобиля

В 1900 году Эдисон с головой ушел в процесс создания 100-мильной батареи с щелочным электролитом. Методика поиска материалов для электродов — ключевых компонентов системы — была отражением характера этого человека. Инженеры Эдисона проводили тысячи экспериментов с сотнями сплавов и смесей в надежде отыскать их оптимальное сочетание. Гениальный Тесла называл такой подход блужданием в темноте, но, как ни странно, он давал результаты, и через четыре года на прилавках появилась железоникелевая батарея Edison Electric Illuminating Company, более чем вдвое выигрывавшая у свинцовых аналогов в удельной емкости.

Но уже в 1905 году Эдисону пришлось отозвать батарею с рынка — на разрекламированную новинку посыпались рекламации. Детище Эдисона категорически не желало работать при минусовых температурах, демонстрировало ужасающий уровень саморазряда во время хранения и было склонно к отказам из-за быстрого окисления контактов.

Тем не менее Эдисон продолжал совершенствовать свой щелочной аккумулятор и, наконец, в 1909 году отрапортовал об успешном завершении работы. Новая версия 100-мильной батареи, по заверениям Edison Electric Illuminating Company, была не только лишена прежних недостатков, но стала еще более емкой и могла прослужить в 3−10 раз дольше, чем свинцовые Exide. Для рекламы нового продукта Эдисон организовал автопробег протяженностью 1600 км на нескольких электромобилях популярных марок Bailey и Detroit Electric. В ходе гонки машины легко преодолевали заявленные 160 км без единой остановки, а процесс зарядки батарей «под горлышко» протекал вдвое быстрее, чем прежде.


Первый гибрид

Как сделать электромобиль из обычного автомобиля

Остается загадкой тот факт, что великий экспериментатор Эдисон не попробовал (или не захотел?) применить на практике известную к тому времени технологию рекуперативного торможения. Ее адаптация к электрической силовой установке могла бы удлинить «короткий поводок» электромобиля на 20−30% даже с обычным свинцовым аккумулятором. Справедливости ради надо сказать, это непросто даже сегодня, в XXI веке. Тем не менее электрические тормоза все-таки были созданы. В 1905 году их воплотил в металле инженер-электрик из Денвера Оливер Фритшле. Кроме того, независимо от Эдисона к 1908 году он построил собственную 100-мильную свинцовую батарею и с ее помощью совершил путешествие на электромобиле из провинциальной Небраски в Нью-Йорк. Даже в условиях дикой осенней распутицы машина Фритшле исправно пробегала по 160 км в сутки на одной зарядке. Первым научился оценивать остаточный километраж батареи тоже Фритшле. Он использовал для этого так называемый Milostat — калиброванный особым способом ареометр, настроенный для измерения плотности электролита.

И все же революции в автоиндустрии не получилось. Проект стоимостью $3,5 млн ($80 млн в нынешних ценах) провалился. Батарея Эдисона была хороша всем, кроме цены. Она стоила в 3,5 раза дороже свинцовой Exide. За эти деньги можно было купить новую «Жестяную Лиззи» и на оставшуюся сдачу полгода заправляться бензином.

Пожар в Уэст-Орандж

В этот момент в нашем электрическом сюжете появляется новый персонаж, долгое время остававшийся за кадром. Это не кто иной, как великий и ужасный Генри Форд. Надо сказать, что до конца своей жизни Форд буквально боготворил Эдисона. Эдисон же, благословивший Форда на разработку автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, в свою очередь относился к нему с огромной теплотой и уважением. Форд умел делать хорошие машины, а Эдисон знал толк в электричестве. Нет ничего удивительного в том, что эти незаурядные личности в один прекрасный день 1912 года приняли решение взорвать авторынок Штатов и наводнить его доступными автомобилями с логотипом Ford на капоте и аккумулятором Edison под ним.

Как сделать электромобиль из обычного автомобиля Появление в США сетей переменного тока вовсе не облегчило жизнь владельцев электромобилей. Для зарядки аккумуляторов приходилось использовать преобразователь — динамотор с реостатом для понижения вольтажа. Динамотор — это агрегат, объединяющий в себе электродвигатель и генератор. Неудивительно, что до 50% весьма недешевой электроэнергии в этом устройстве, нагревавшемся, как утюг, «улетало» в атмосферу в виде тепла. Впрочем, уже в 1900 году компания General Electric выбросила на прилавки эффективный бытовой динамотор, а еще через год — дешевый ртутный выпрямитель.

Друзья не стали тянуть время и в обстановке секретности приступили к реализации идеи. Целевыми параметрами будущего бестселлера были выбраны разумная цена в пределах $500−750 и шикарный запас хода от 80 до 160 км. На заводе Форда в Хайленд-Парк инженеры Сэм Уилсон, Фред Аллисон и гуру электротехники Алекс Черчуорд в течение двух лет корпели над шасси и силовой установкой электрического Edison-Ford.

В качестве донора была выбрана неубиваемая рама из ванадиевой стали от Model T. Ее конфигурацию слегка видоизменили и вварили под сиденье подрамник для батареи. Подвеску и рулевое управление решили использовать без всяких изменений. Трансмиссия отсутствовала, а переключение на задний ход осуществлялось сменой полярности контактов. Поток крутящего момента от расположенного в корме электродвигателя постоянного тока (это же Эдисон!) на заднюю ведущую ось передавался посредством металлической цепи.

Как сделать электромобиль из обычного автомобиля 1906 год. Нью-Йорк, остров Манхэттен: выставочная колонна автомобилей с аккумуляторами Edison Electric Illuminating Company.

К 1913 году в Хайленд-Парке имелась как минимум одна экспериментальная машина. Во время дорожных испытаний из-за перегруженной кормы она продемонстрировала весьма посредственную управляемость, и в 1914 году по предложению ведущего инженера Ford Motor Company Юджина Фаркаша, соавтора «Жестяной Лиззи», исходная схема была радикально переделана. Фаркаш перекинул двигатель с кормы на передок, а для привода задней оси вместо цепи была использована схема, «слизанная» у Detroit Electric, — карданный вал и редуктор с червячной передачей. В целях улучшения развесовки шасси батарею пришлось разделить на два блока, один из которых оставили под сиденьем водителя, а другой поместили на подрамник мотора.

В итоге управляемость Edison-Ford стала вполне приемлемой, но в заданные боссами параметры машина все равно не вписывалась. Причиной тому были все те же злополучные железоникелевые батареи Эдисона. С ними происходила какая-то чертовщина. На стендах лаборатории Edison Electric Illuminating Company в Уэст-Орандж они вели себя великолепно, но как только их отправляли в Хайленд-Парк, начинались проблемы. Черчуорд не раз предлагал запустить практически готовую машину в серию со свинцовыми аккумуляторами, оставив Эдисону время для доработки его продукта, но Форда это предложение выводило из себя. Он просто не мог подвести своего кумира.

Как сделать электромобиль из обычного автомобиля 1912 год. Электромобиль Baker Electric с аккумулятором Томаса Эдисона завершил 1000-мильный автопробег.

В конце 1913 года слухи о секретном проекте просочились в прессу, и 11 января 1914 года Форд был вынужден дать интервью по этому поводу влиятельной The New York Times. Он признал, что в союзе с Эдисоном готовит к выводу на рынок доступный электрический автомобиль с батареей нового поколения. Эта батарея уже имеется в наличии, и она перевернет представления публики о возможностях передовых технологий, утверждал Форд.

Вскоре после этого стало известно, что компанией, аффилированной с капиталом сына Форда, Эдсела, тихой сапой были куплены контрольный пакет акций гидроэлектростанции в Ниагара-Фоллз, земельный участок под промстроительство на Вудвард-авеню в Детройте и подготовлен контракт по поставке в адрес Ford Motor Company 100 000 батарей компании Эдисона. В мае 1914 года под натиском репортеров Мистер Электричество заявил буквально следующее: «Терпение, господа! Скоро вы сами все увидите! Форд уже занимается заказом оборудования для завода. Я абсолютно убежден, что в больших городах — таких как Нью-Йорк — в ближайшем будущем электромобили будут доминировать над другими видами транспорта».

Эпилог

Шло время, но обещанный чудо-электромобиль Edison-Ford не появлялся. Форд тем временем взорвал настоящую бомбу, запустив первую в мире линию конвейерной сборки автомобилей и начал штамповать Model T как пуговицы — со скоростью одна машина за полторы минуты. Электрическая тема выдохлась, и лишь в конце декабря 1914 года газетчики пару дней вяло дискутировали о причинах загадочного пожара, уничтожившего лабораторию Эдисона в Уэст-Орандж со всей документацией. Но публика этого не заметила — первые полосы ведущих изданий уже были забиты сводками с Первой мировой…

Как сделать электромобиль из обычного автомобиля

Финал этой более чем десятилетней эпопеи выглядит скомканным и нелогичным. Сторонники теории заговоров объясняют случившееся давлением со стороны нефтяных компаний, а поджог лаборатории Уэст-Орандж — их последним «китайским» предупреждением Форду и Эдисону. Но, думается, все проще. Сто лет назад электричество не выдержало конкуренции с дешевым бензином, а электромобили с появлением электрического стартера Чарльза Кеттеринга потеряли свое главное преимущество — легкость запуска двигателя.

С ростом дорожной сети и появлением трансамериканских хайвеев покупателям стали нужны машины, способные совершать большие перегоны. Да и электрификация Америки шла неравномерно, в отличие от насыщения ее бензоколонками Standard Oil Company, которые можно было встретить в любой глухомани.

Что же касается Форда и Эдисона, то горевать из-за неудачи им просто не хватало времени. У каждого из них была куча работающих проектов и новых идей. А электромобиль? Электромобиль «притворился мертвым», чтобы воскреснуть на новом витке истории.

Статья «Вперед, в прошлое!» опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2013).

Томас Эдисон 👤 — талантливый изобретатель XIX века

Томас Эдисон — талантливый и предприимчивый изобретатель XIX века. С именем Эдисона связан ряд ценных изобретений, без которых жизнь современного человека не была бы такой, какая она есть сегодня. Однако самым главным талантом гения была не тяга к изобретательству, а способность продавать изобретения, ставить их на конвейер и массово распространять, узаконив при этом авторские права. Томас Эдисон в одних только Соединенных Штатах запатентовал 1093 изобретения и около 3 тысяч — по всему миру.

Детство и юность Томаса Эдисона

Томас Альва Эдисон родился 11 февраля 1847 года в Майлене, штат Огайо, США в семье голландских выходцев. Из-за перенесенной в раннем детстве скарлатины мальчик оглох на одно ухо, однако это обстоятельство не помешало ему расти любознательным ребенком. Маленький Эдисон живо интересовался всем вокруг, увлекался чтением, в особенности тем, которое было посвящено различным научным достижениям. Томас любил повторять несложные эксперименты, описанные в книгах, в том числе и химические. Во время работы на железнодорожной станции Эдисону посчастливилось спасти из-под колес вагона сына начальника станции, за что парня повысили до оператора телеграфа и разрешили оборудовать химическую лабораторию в вагоне (до первого пожара).

Начало карьеры изобретателя

Когда Эдисона спрашивали, в чем секрет успеха, тот всегда отвечал, что гениальность — это 1 процент воодушевления и 99 процентов беспрерывного труда. Первые изобретения Томаса Эдисона не вызвали восторга у соотечественников. Так, в немилость попал счетчик выборных голосов.

Первым крупным и удачным с точки зрения дохода изобретением стали биржевые тикеры, представлявшие собой улучшенную систему телеграфирования сведений о колебаниях курсов акций и золота на бирже. Эдисон сразу же открыл несколько мастерских по производству тикеров.

Размах исследовательской деятельности Эдисона и команды единомышленников возрастал, и в 1876 году было решено начать строительство целого исследовательского комплекса невдалеке от Нью-Йорка. В стенах центра был изобретен фонограф, ставший результатом стремления превратить телеграфные сообщения в звуки.

Электрическая лампа накаливания Эдисона

Пожалуй, самым известным изобретением Томаса Эдисона стала электрическая лампочка. Хотя лампочки уже существовали на тот момент, но они имели сложную конструкцию и маленькую продолжительность работы, к тому же расходовали много электричества. Эдисон упростил производство, адаптировав его под массовый выпуск, а также продлил время работы лампы накаливания до 1200 часов. Наряду с работоспособностью лампочки была доработана система эффективного энергопотребления, сделавшая электричество доступным для широких масс.

В ходе так называемой «войны токов» между Эдисоном и молодым исследователем Николой Теслой оппоненты доказывали друг другу и общественности необходимость использования только постоянного (Эдисон) или переменного (Тесла) тока. Вскоре спор перерос в настоящее противостояние, в результате которого Эдисон так хотел доказать вред переменного тока для всего живого, что даже изобрел электрический стул. Противостояние закончилось победой переменного тока уже в наши дни, когда в 2007 году Нью-Йорк полностью отказался от постоянного тока.

Другие важные изобретения

Плодовитый на изобретения Томас Эдисон не остановился на лампочке. Им были созданы прибор для рентгенографии, угольный микрофон для телефонного аппарата, щелочной аккумулятор, диктофон. Томаса Эдисона смело можно назвать отцом кинематографа, ведь именно он изобрел устройство, позволяющее воспроизводить движущиеся видеоизображения.

Томас Эдисон скончался осенним днем 1831 года в Уэст-Ориндже в своем доме, похоронен изобретатель на заднем дворе. Эдисон был женат дважды. Его первая жена, телеграфистка Мэри Стиллвел, скончалась в возрасте 29 лет, подарив Томасу двоих детей — дочь Мэриот и сына Томаса. Второй женой стала Мина Миллер, родившая двоих сыновей и дочь.

Рекомендуем посмотреть!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *