В какой срок осуществляются мероприятия по технологическому присоединению?
— присоединение к сетям до 20 кВ включительно,
— расстояние от существующих электрических сетей до границ участка не более 300/500 метров
— от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:
15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, — при временном технологическом присоединении;
4 месяца — для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;
От сетевой организации требуется выполнение работ по реконструкции объектов электросетевого хозяйства включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций)
15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) — при временном технологическом присоединении передвижных объектов до 150 кВт включительно(расстояние до сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300/500 метров!)
6 месяцев — для заявителей физических лиц до 15 кВт по 3 категории, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до 150 кВт по 3 категории (расстояние до сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300/500 метров!!!)
2 года — для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт
<< Назад в раздел
Основные этапы и сроки рассмотрения заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации
В течение срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению и срока действия технических условий
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:
в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:
15 рабочих дней — при временном технологическом присоединении;
4 месяца — для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;
1 год — для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;
в иных случаях:
15 рабочих дней — при временном технологическом присоединении заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;
6 месяцев — для заявителей, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно по одному источнику питания, а также при осуществлении технологического присоединения посредством перераспределения максимальной мощности, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;
1 год — для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон;
2 года — для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон.
Порядок и сроки заключения договора на технологическое присоединение
В адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Постановления от 27 декабря 2004 г. №861 «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии …» (далее Правил), сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации.
В случае осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 5 дней со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В адрес заявителей, за исключением заявителей, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 дней со дня получения заявки.
В целях временного технологического присоединения сетевая организация направляет заявителю в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к такому договору в течение 10 дней со дня получения заявки, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации.
Сетевая организация одновременно с направлением договора заявителю (за исключением заявителей, указанных в пункте 13 настоящих Правил) также уведомляет заявителя о возможности временного технологического присоединения, предусмотренного разделом VIII настоящих Правил.
При этом в случае, если в заявке в качестве вида договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, который заявитель намеревается заключить, указан договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), то сетевой организацией в адрес заявителя направляется заполненный и подписанный в 2 экземплярах проект договора на оказание услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств, технологическое присоединение которых осуществляется, неотъемлемой частью которого после завершения процедуры технологического присоединения являются установленные документами о технологическом присоединении условия из числа существенных условий договора на оказание услуг по передаче электрической энергии, определенных в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению N 1 и направляется заявителю — физическому лицу.
В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению N 2 и направляется заявителю — юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет свыше 15 до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению N 3 и направляется заявителю — юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет свыше 150 кВт и менее 670 кВт (за исключением случаев, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, а также случаев, связанных с осуществлением технологического присоединения по индивидуальному проекту), договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению N 4 и направляется заявителю — юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей, заключивших соглашение о перераспределении максимальной мощности с владельцами энергопринимающих устройств (за исключением лиц, указанных в пункте 12(1) настоящих Правил, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно, лиц, указанных в пунктах 13 и 14 настоящих Правил, лиц, присоединенных к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети, а также лиц, не внесших плату за технологическое присоединение либо внесших плату за технологическое присоединение не в полном объеме), имеющими на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, в отношении которых до 1 января 2009 г. в установленном порядке было осуществлено фактическое технологическое присоединение, договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению N 5 и направляется заявителю.
При необходимости согласования технических условий с системным оператором в случае, предусмотренном абзацем четвертым пункта 21 настоящих Правил, указанный срок по инициативе сетевой организации может быть увеличен на срок согласования технических условий с системным оператором. В этом случае заявитель уведомляется об увеличении срока и дате его завершения. При этом сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору, согласованные с системным оператором, не позднее 3 рабочих дней со дня их согласования с системным оператором.
Абзац утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 24.09.2010 N 759.
При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 — 14 настоящих Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 дней с даты получения недостающих сведений.
Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 10 дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор.
В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 10 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
Указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае не направления заявителем подписанного проекта договора либо мотивированного отказа от его подписания, но не ранее чем через 30 дней со дня получения заявителем подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий, поданная этим заявителем заявка аннулируется.
В случае направления заявителем в течение 10 дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 10 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору.
Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
В случае если в заявке в качестве вида договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, который заявитель намеревается заключить, указан договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заявитель в течение 30 дней с даты получения от сетевой организации заполняет и подписывает проект договора на оказание услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств, технологическое присоединение которых осуществляется, неотъемлемой частью которого после завершения процедуры технологического присоединения являются установленные документами о технологическом присоединении условия из числа существенных условий договора на оказание услуг по передаче электрической энергии, определенных в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, и направляет в указанный срок этот подписанный проект договора на оказание услуг по передаче электрической энергии сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой проект договора. При этом заявитель в части тех условий, которые включены в проект договора на оказание услуг по передаче электрической энергии в виде описания исчерпывающего перечня вариантов применения этих условий, вправе выбрать тот вариант из числа относящихся к этому заявителю, который он считает для себя наиболее приемлемым. При несогласии заявителя с каким-либо условием проекта договора на оказание услуг по передаче электрической энергии, содержание которого установлено Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, по причине несоответствия формулировки такого условия формулировке, предусмотренной указанными Правилами, либо при его несогласии с каким-либо условием договора на оказание услуг по передаче электрической энергии, содержание которого в соответствии с указанными Правилами может быть определено по усмотрению сторон, он вправе направить в сетевую организацию предложение о заключении договора на оказание услуг по передаче электрической энергии на иных условиях.
Договор на оказание услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств, технологическое присоединение которых осуществляется, считается заключенным с сетевой организацией с даты поступления подписанного заявителем экземпляра такого договора в сетевую организацию, но не ранее даты заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям указанных энергопринимающих устройств.
Сетевая организация в срок не позднее 2 рабочих дней с даты заключения договора с заявителем обязана направить в письменном или электронном виде в адрес субъекта розничного рынка, указанного в заявке, с которым заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств, технологическое присоединение которых осуществляется, копию подписанного с заявителем договора и копии документов заявителя, предусмотренных пунктом 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, имеющихся у сетевой организации на дату направления.
Сложная судьба договора технологического присоединения
Договор об осуществлении технологического присоединения – весьма специфическая и узкоспециализированная договорная конструкция.
Кратко ее можно охарактеризовать как соглашение, опосредующее правоотношения по осуществлению технологических и организационных мероприятий с целью присоединения принимающих устройств (объектов) к единой сети энергоснабжения[1] и обеспечения возможности дальнейшей передачи энергетического ресурса через присоединенную сеть.
Между тем, сложность, разнообразность и комплексный характер мероприятий, входящих в процесс технологического присоединения, обуславливает и наличие определенных трудностей в понимании правовой природы соответствующего договора.
Казалось бы, определение правовой природы – вопрос, скорее, теоретический нежели практический, однако, он самым непосредственным образом влияет на то, какая совокупность норм будет обеспечивать правовое регулирование конкретного иного института и, соответственно, то, какой нормативной базой будет руководствоваться суд при разрешении спора.
Прежде всего, относительно правовой природы договора об осуществлении технологического присоединения судебной практикой было сформировано несколько подходов:
А) Договор технологического присоединения – смешанный договор, который по своей правовой природе является договором технологического присоединения, но содержит элементы договора подряда и договора возмездного оказания услуг;
Б) Договор технологического присоединения – договор возмездного оказания услуг;
В) Договор технического присоединения – самостоятельный, непоименованный в ГК РФ гражданско-правовой договор.
Остановимся на каждом из них более подробно.
А) Договор технологического присоединения как гражданско-правовой договор, являющийся по правовой природе договором технологического присоединения, но содержащий элементы договора подряда и договора возмездного оказания услуг.
Исходя из анализа сформировавшейся судебной практики, можно сделать вывод, что такой подход является наименее распространенным и отражается в судебных актах не так уж часто: Постановление АС Московского округа от 05.04.2016 по делу № А40-219213/14; Постановление АС Московского округа от 27.04.2015 по делу № А40-108257/13; Постановление ФАС Московского округа от 14.07.2014 по делу № А40-100529/13; Постановление ФАС Московского округа от 12.08.2013 по делу № А40-86511/12-113-811; Постановление ФАС Московского округа от 12.08.2013 по делу № А41-35072/12.
При этом из анализа имеющейся практики правоприменения можно сделать вывод, что квалификация договора технологического присоединения как смешанного, носит, скорее, характер ad hoc, поскольку, как представляется, направлена на преодоление ограничения возможности одностороннего расторжения договора об осуществлении технологического присоединения.
Так, например, при разрешении споров суды прямо указывали, что, несмотря на отсутствие в тексте специальных нормативных и подзаконных актов ссылки на возможность расторжения договора технологического присоединения в одностороннем порядке, смешанная природа данного договора позволяет расторгнуть его на основании п.1 ст.782 ГК РФ.
Более того, в некоторых судебных актах отмечено, что такая возможность тем более не может быть ограничена, когда в тексте самого же договора предусмотрена возможность его одностороннего расторжения.
Насколько обоснован указанный подход? Вопрос, конечно спорный, особенно с учетом того, что договор технологического присоединения действительно опосредует целый комплекс мероприятий технического и организационного, в том числе административного, характера. Для общего представления об этом достаточно обратить внимание на п.1 ст.26 Федерального закона 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Тем не менее, такое толкование правовой природы договора технологического присоединения не получило широкого распространения и носит, как видно из самих судебных актов, отчасти территориальный характер, хотя иногда все же встречается в некоторых судебных актах.[2]
Б) Договор технологического присоединения как договор возмездного оказания услуг.
Признаюсь, для меня в некоторой степени остается загадкой, на каком этапе и где судебная практика повернула не туда и так круто, что ярко выраженные правоотношения по достижению результата трансформировались в правоотношения по приложению усилий, которые в чистом виде не предполагают достижение результата определенного качества.
Для примера: представители сетевой компании могут изобразить самый потрясающий танец с проводами в своей жизни, а схема подключения может быть настоящим произведением искусства, но в данном случае интересно не то, как это делается, а конкретный результат – чтобы до условного холодильника и телевизора могло дойти электричество. Причем лучше, чтобы условный фен при этом не перегорел, а свет на кухне не выключился (аспект качества электрической энергии, подаваемой через присоединенную сеть, в этом контексте не рассматривается).
Следовательно, даже если рассматривать договор об осуществлении технологического присоединения как договорную конструкцию, поименованную в ГК РФ, это должен быть договор на выполнение работ (в чем со мной солидарны, в том числе, исследователи указанной сферы правового регулирования[3]), но никак не договор возмездного оказания услуг. И комплексный характер мероприятий, осуществление которых предполагается при осуществлении технологического присоединения, никак не должен влиять на этот факт. В конце концов, даже осуществление «более привычных» работ по договору строительного подряда включает в себя этапы подготовки необходимой проектной документации и осуществления процедур согласования с административными органами.
Однако на протяжении долгого времени судебная практика шла именно по такому пути, квалифицируя договор об осуществлении технологического присоединения как предусмотренный главой 39 ГК РФ, о чем свидетельствует значительное количество судебных актов: Постановление АС Северо-Западного округа от 28.03.2016 по делу № А56-33446/2015; Постановление АС Северо-Западного округа от 27.01.2016 по делу № А66-16023/2014; Постановление АС Уральского округа от 01.06.2015 по делу № А50-19236/2014; Постановление АС Волго-Вятского округа от 25.03.2015 по делу № А11-1101/2014; Постановление ФАС Московского округа от 07.03.2013 по делу № А41-38605/10 и т.д.
Справедливости ради нужно признать, что и ныне почивший ВАС РФ не остался в стороне, признав обоснованной квалификацию договора на подключение к электрическим сетям как договора возмездного оказания услуг, которая была дана нижестоящими судами при разрешении дела № А76-16773/2010.[4]
Таким образом, можно заключить, что на протяжении достаточно долгого периода времени (в том числе, на сегодняшний день) сохраняется тенденция квалифицировать договор на осуществление технологического присоединения по правилам главы 39 ГК РФ, что, исходя из специфики правоотношений и, собственно, каузы, которая положена в основу соответствующего договора, представляется несколько сомнительным.
В) Договор технического присоединения как самостоятельный, непоименованный в ГК РФ гражданско-правовой договор.
Наконец, спустя два месяца после вышеуказанного отказного Определения ВАС РФ от 05.05.2012, принятого по делу № А76-16773/2010, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ все-таки рассмотрел в порядке надзора жалобу по другому делу – № А56-66569/2010, ключевым вопросом которого как раз таки являлась правовая природа исследуемой договорной конструкции.
Результатом этого надзорного рассмотрения стало принятие Постановления Президиума ВАС РФ от 10.07.2012 № 2551/12 по делу № А56-66569/2010 (далее также – Постановление №2551/12), в рамках которого были сделаны следующие ключевые выводы:
– договор об осуществлении технологического присоединения является видом договора, который регулируется специальными нормами права – Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Правилами технологического присоединения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861;
– к договору об осуществлении технологического присоединения не могут применяться положения, предусмотренные главой 39 ГК РФ для договоров возмездного оказания услуг;
– договор об осуществлении технологического присоединения не может быть квалифицирован как смешанный, включающий в себя элементы договора возмездного оказания услуг и подряда.
Кроме того, применительно к отношениям в сфере электроэнергетики Президиум ВАС РФ указал, что специальным законодательством предусмотрен единственный случай, допускающий одностороннее расторжение договора технологического присоединения в одностороннем порядке – нарушение сроков осуществления мероприятий по осуществлению технологического присоединения со стороны сетевой организации (пп. в п. 16 Правил от 27.12.2004 № 861).
С учетом того, насколько скоропостижно было принято указанное Постановление Президиума ВАС РФ (чуть больше двух месяцев с даты Определения ВАС РФ от 05.05.2012 по делу № А76-16773/2010), можно выдвинуть предположение, что со стороны ВАС РФ была предпринята попытка спешного исправления неправильной квалификации, заданной ранее самим же судебным органом. Однако, во-первых, это не более чем предположение, которое представляется весьма забавным. А, во-вторых, это еще раз подчеркивает ту степень сознательности, с которой ВАС РФ подходил к исполнению обязанностей по формированию единообразной судебной практики, отвечающей критериям справедливости и обоснованности.
В любом случае с момента принятия Постановления №2551/12 на высшем (судебном) уровне была закреплена возможность квалификации договора технологического присоединения в качестве самостоятельной договорной конструкции, непоименнованной в ГК РФ, на которую, однако, распространяется действие общих положений о гражданско-правовом договоре и гражданско-правовых обязательствах (что отмечено в тексте Постановления №2551/12).
Подтверждением сказанного является огромное количество соответствующей судебной практики, в том числе, на уровне высших судебных инстанций: Определение ВС РФ от 31.03.2015 по делу № А70-3818/2014; Определение ВАС РФ от 21.10.2013 по делу № А57-18404/2012; Постановление АС Московского округа от 06.06.2016 по делу № А40-122698/2015; Постановление АС Московского округа от 26.05.2016 по делу № А40-123831/2015; Постановление АС Московского округа от 04.08.2016 по делу № А40-123604/2015; Постановление АС Московского округа от 03.08.2016 по делу № А40-125070/2015 и т.д.
Резюмируя вышесказанное, что на сегодняшний день судебной практикой предложено три относительно самостоятельных подхода к пониманию правовой природы договора технологического присоединения, причем ни один из них не прекратил свое существование, несмотря на усилия ВАС РФ и ВС РФ, по формированию единообразной, стабильной судебной практики по данному вопросу.
Каждый из них подтверждается актуальной судебной практикой и может служить опорой для формирования правовой позиции при разрешении конкретного дела. Особенно это может быть полезно при оспаривании судебных актов в судах апелляционной и кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным ч.2 ст.270 и ч.2 ст.288 АПК РФ (неприменение закона, подлежащего применению/ применение закона, не подлежащего применению).
[1] В данном случае понятие «энергоснабжение» представлено в качестве собирательной категории, объединяющей электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение и пр.
[2] См.: Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.01.2016 по делу № А73-15465/2015.
[3] Бальжиров Б. В. Публичные договоры в сфере энергетики: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.
[4] Определение ВАС РФ от 05.05.2012 № ВАС-4986/12 по делу № А76-16773/2010.
Часто задаваемые вопросы — Технологические присоединения. Портал для клиентов ПАО «МОЭСК»
Технологическое присоединение к электрическим сетям осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон) и Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила ТП), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.
В соответствии с абзацем 1, части 1, статьи 26 Закона технологическое присоединение осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Закон) садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) — некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства).
В соответствии со статьей 8, главы II Закона, Вы вправе вести дачное строительство в индивидуальном порядке, но Садоводческое некоммерческое товарищество — это коллективное образование собственников земельных участков, расположенных непосредственно вместе на одном массиве земли, имеющих общие границы и имущество общего пользования, предназначенное для обеспечения в пределах территории данного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и других потребностей.
Электроснабжение участков, расположенных на территории СНТ, на основании главы V, статьи 21, пункта 1, подпункта 10 Закона относится к компетенции общего собрания членов СНТ. Учитывая изложенное, рекомендуем Вам обратиться в органы управления СНТ по вопросу увеличения мощности и т.д.
За какое время мой участок должны подключить к электричеству?
Все зависит от местности, и эксплуатирующих служб, в любом случае вы заключаете типовой договор, сроки прописывают в разделе 6
Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 24.12.2016) «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям»
ТИПОВОЙ ДОГОВОР
об осуществлении технологического присоединения
к электрическим сетям
6. Сетевая организация обязуется:
надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях;
в течение ____ рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя;
не позднее ________ рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования), указанного в абзаце третьем настоящего пункта, с соблюдением срока, установленного пунктом 5 настоящего договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю.
Договор энергоснабжения в условиях незавершённого тех. присоединения. «Ловушки» для потребителя
Пронина Елена, Практикующий юрист в области электроэнергетики, эксперт права, Член Ассоции Юристов России
Предыдущая статья в рамках серии статей про бездоговорное и безучётное потребление электроэнергии:
Бездоговорное потребление электроэнергии. Правовые и экономические риски потребителя.
Энергоснабжение является важной и неотъемлемой частью современной жизни мегаполисов, заводов, предприятий и т.д. В целях обеспечения бесперебойного и надежного электроснабжения на помощь потребителям (как населению, так и компаниям) приходят гарантирующие поставщики электроэнергии.
Проблемы с заключением договора энергоснабжения у физических лиц отсутствуют. Так как для них заключение договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком в письменном виде не является обязательным. Договор считается заключенным посредством совершения потребителем конклюдентных действий. В данном случае, это момент первого фактического подключения электропотребляющего оборудования в установленном порядке к присоединенной электрической сети.
Сложнее обстоят дела с заключением договора энергоснабжения у потребителей – юридических лиц. Заключение договора энергоснабжения в письменном виде для таких потребителей является обязательным согласно пункту 33 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии № 442 от 04.05.2012. Хотя, заключение письменного договора в современных реалиях и является анахронизмом, и даже противоречит статье 434 Гражданского кодекса РФ, то есть предусматривается возможность заключения договора в любой форме, например путем обмена письмами, телеграммами, в том числе электронными документами. Тем не менее, письменная форма договора энергоснабжения для юридических лиц является обязательной.
Договор может быть заключен на разных этапах жизненного цикла объекта энергоснабжения.
Так, законодательно предусмотрена возможность заключения договора с гарантирующим поставщиком даже на стадии незавершенного технологического присоединения энергопринимающих устройств.
Стоит отметить, что заключение договора энергоснабжения в условиях незавершенного технологического присоединения является для потребителя менее рискованным способом оформления договорных отношений, который позволяет минимизировать риски бездоговорного потребления электроэнергии.
В этом случае, дата начала исполнения договорных обязательств будет начинаться с даты подписания потребителем и сетевой организацией акта о технологическом присоединении.
До внесения изменений в процедуру заключения договора энергоснабжения до момента завершения технологического присоединения,[1] потребители электроэнергии должны были последовательно взаимодействовать с сетевой организацией (в целях технологического присоединения) и поставщиком электрической энергии (в целях заключения договора энергоснабжения).
С 24.05.2017 данная необходимость исключена и закреплен на законодательном уровне принцип «одного окна».
Теперь потребитель при подаче заявки на технологическое присоединение вправе указывать наименование поставщика, у которого он намеревается приобретать электроэнергию. В этом случае, сетевая организация обязана направлять документы заявителя этому поставщику, а по завершении всех процедур выдавать заявителю договор энергоснабжения, подписанный со стороны гарантирующего поставщика.
Согласно разделу «и» п. 10 Правил технологического присоединения[2] к заявке на заключение договора об осуществлении технологического присоединения, необходимо приложить подписанный заявителем проект договора энергоснабжения или протокол разногласий к проекту договора. Оферта договора энергоснабжения размещается на официальном сайте гарантирующим поставщиком в интернете. Следует отметить, что приложение к заявке на технологическое присоединение подписанного проекта договора энергоснабжения предоставляется по желанию заявителя.
Если проект договора не был приложен к заявке на заключение договора об осуществлении технологического присоединения, то в этом случае гарантирующий поставщик в течение пяти рабочих дней с момента получения от сетевой организации всех документов, необходимых для определения существенных условия договора, направляет в сетевую организацию проект договора энергоснабжения, подписанный со своей стороны.
В случае, если в заявке на осуществление технологического присоединения в качестве вида договора, обеспечивающего продажу потребителю электрической энергии, указан договор энергоснабжения, то сетевая организация обязана вместе с актом о выполнении технических условий предоставить заявителю ранее полученные от гарантирующего поставщика два экземпляра договора энергоснабжения. И потребителю остается только подписать и начать исполнять со своей стороны договорные обязательства по оплате электроэнергии и передачи показаний приборов учета.
Таким образом, заявители по результатам мероприятий по технологическому присоединению получают возможность без задержки по времени начать потреблять электроэнергию в рамках уже заключенного договора энергоснабжения.
К сожалению, гарантирующие поставщики и сетевые организации, являющиеся лицами, занимающие доминирующее положение на рынке электроэнергетики, зачастую игнорируют такой императивный (обязательный) для них и удобный для потребителя порядок заключения договора энергоснабжения.
Некоторые гарантирующие поставщики и сетевые организации пренебрегают принципом «одного окна» и продолжают действовать по своим внутренним правилам, которые устарели и не отвечают требованиям действующего законодательства РФ.
Сетевая организация не взаимодействует с гарантирующим поставщиком, исполняя только функции по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к своим сетям. А гарантирующие поставщики продолжают ждать от потребителя документы о завершенном технологическом присоединении, необходимых для определения существенных условий договора. И без предоставления данных документов, отказывают в заключении договора. Причина этому не известна. Либо тотальная юридическая безграмотность, либо сознательное злоупотребление своим доминирующим положением. Первое маловероятно, а вот второе очевидно.
Злоупотребление правом, запрещенное как общими нормами (ст.10 ГК РФ), так и специальными (ст. 10 Закона о защите конкуренции), заключается (применительно к антимонопольным нарушениям) не в незаконных действиях, то есть не в осуществлении действий, не предусмотренных законом, а именно в злоупотреблении теми полномочиями, которые закон делегировал субъекту гражданских правоотношений.
Суть антимонопольного нарушения заключается именно в злоупотреблении правом, которое состоит в превышении лицом, занимающее доминирующее положение, пределов осуществления этих прав. Такое поведение приводит к нарушению прав более слабой, зависимой стороны и влечет для слабого субъекта материальные лишения, а для доминанта – укрепление его положения и маржинальной прибыли.
В соответствии с ч.1 ст.10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Таким образом, отказывая добросовестному потребителю в заключение договора энергоснабжения до завершения процедуры технологического присоединения, гарантирующий поставщик злоупотребляет правом.
Сетевая организация, которая отказывается исполнять функцию «проводника» между потребителем и гарантирующим поставщиком в целях своевременного заключения договора энергоснабжения между ними, также злоупотребляет полномочиями, которые закон ей делегировал.
После подписания акта о технологическом присоединении, потребитель вынужден в срочном порядке направить эти акты гарантирующему поставщику. Это может занять значительное количество времени по независящим от добросовестного потребителя, причинам. За это время потребление электроэнергии уже началось. А заключенный договор энергоснабжения у потребителя отсутствует. Период потребления электрической энергии в отсутствии заключенного на то договора признается бездоговорным.
Действуя таким противоправным образом, лица, занимающие доминирующее положение на рынке электроэнергии используют противоречащие интересам инструменты и механизмы с целью извлечения прибыли в форме взыскания с потребителя стоимости бездоговорного потребления электроэнергии.
Потребителю при намерении заключить договор энергоснабжения в условиях незавершенного технологического присоединения, необходимо быть бдительным, стараться юридически грамотно и последовательно выполнять все условия, предписанные законом. А в случае обнаружения нарушения прав и законных интересов незамедлительно обращаться за их защитой в уполномоченные на то государственные органы.
[1]Постановление Правительства от 11.05.2017 № 557 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам заключения договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя»
[2] Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств и потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства от 27.12.2004 №861