Щетки в электродвигателе: Щетки электродвигателя — причины искрения, методы проверки и устранения – Зачем нужны щетки в электродвигателе?

Содержание

Щетки электродвигателя: роль, выбор, замена

Коллекторный узел электродвигателя необходим, чтобы передать электроэнергию на обмотки якоря. Так как якорь производит вращательное движение во время работы, передача осуществляется через специальный контакт. Для организации подвижного контакта во всех бытовых и промышленных двигателях не используют пластины из металла. Это обусловлено высокими оборотами, при которых трение металла об металл производило бы дополнительный нагрев рабочей поверхности и быструю выработку коллектора. Поэтому в качестве контакта был выбран графит либо уголь. Получил он название — электрическая щетка.

графитовые щетки

Щетки электродвигателя

Контакт скользящего типа, предназначенный для подведения и отведения электричества на коллекторах либо кольцевых контактах всех типов электрических машин (электродвигатели и генераторы), получил название электрощетки.

Щетки электродвигателя выпускают как с проводниками из металла, так и без них. Закрепление провода в щетке выполняют методом развальцовки, впрессовки либо при помощи пайки. Тоководы щеточные бывают таких марок:

  • МПЩ – специальный тип провода многожильный, изготовленный из проволоки медной;
  • ПЩ – гибкий тип провода медного проволочного плетения;
  • ПЩС – провод универсальный с повышенным показателем гибкости.

На подводящем проводе предусмотрены контактные наконечники. С помощью них провод закрепляется болтом щеточного держателя. Наконечники бывают вилочного, флажкового, двойного и пластинчатого типа.

щетки электродвигателя

Виды щеток

Существует несколько классов щеток, удовлетворяющих разным коммутационным условиям:

  • Графитовые щетки. Изготовлены они на основе графита с добавлением наполнителя в виде сажи и других веществ. Предназначены щетки для коммутации легкой степени в генераторах и двигателях. Выпускаются марок ЭГ61А и Г20.
  • Угольно-графитового типа. Щетки малой прочности для небольших механических нагрузок. Марки Г21, Г22.
  • Электрографитного типа. Щетки повышенной механической прочности, насыщенные углеродом. Выполняют коммутацию средней степени сложности. Выдерживают большие токовые нагрузки. Бывают марок ЭГ2А, ЭГ74, ЭГ14, ЭГ4, ЭГ841.
  • Металло-графитового типа (меднографитовые щетки для электродвигателей). Основным компонентом щетки является медный, оловянный и графитовый порошок. К ним идут разные наполнители. Щетки обладают высокой прочностью, не пропускают газовую и жидкую среду. Применимы в высокой и средней сложности условиях коммутации. Обеспечивают функционирование генераторов низкого напряжения. Марки имеют МГ, МГС, МГС 5, МГС 20, МГС 51, МГСОА, МГСО, МГСО1М, М1А, М1.

Описанные щеточные контакты применимы в промышленности, для бытового оборудования выпускают щетки марок Г33МИ, Г33, Г30, Г31.

замена щеток электродвигателя

Выбор щеточного контакта

Самое важное при подборе щеток электродвигателя — знать параметры выработанных щеток. Кроме геометрических размеров, новая щетка должна совпадать по марке графита, типу и сечению провода. Необязательно брать ту же марку, как у оригинала, но твердость щетки электродвигателя и режимы работы должны совпадать. Толщина провода не должна быть меньше оригинала, а гибкость соответствовать. Основные ошибки при подборе щеточного контакта:

  • Установка более жесткого графитового контакта туда, где использовались более мягкие. Результатом может стать быстрый износ коллектора.
  • Установка «универсальных» щеток повсеместно. Это может нарушить режим работы устройства.
  • Ориентировка при покупке щетки на маркировку графита сбоку старой щетки электродвигателя. Маркировка графита – это не маркировка параметров контакта!

искрит щетка электродвигателя причина

Почему щетки искрят

Искрение щеток, скользящих по коллектору, закономерно, ведь в момент перехода от одной ламели к другой происходит дуговой микроразряд. При правильном функционировании двигателя, исправности и соответствии всех элементов оно едва уловимо глазом. Но если сильно искрит щетка электродвигателя, причина говорит о неполадках в работе. Игнорирование этого процесса чревато выходом из строя якоря.

Причины, из-за которых искрят щетки, следующие:

  • Образование нагара либо загрязнений на коллекторе. Возможно при продолжительной работе двигателя без технического обслуживания на контактах коллектора образовалась тонкая пленка из нагара. Она имеет повышенное сопротивление, что приводит к искрообразованию. Устранить неполадку можно, обработав коллектор наждачной бумагой нулевой зернистости (в направлении, куда вращаются щетки).
  • Замыкание соседних контактов коллектора пылью от графита или мелким медным порошком. В этом случае в цепях возрастают токи, что приводит к сильному искрообразованию. Перемычки следует аккуратно устранить острым предметом.
  • Неправильный подбор параметров щеток. В результате несоответствия сопротивления контактов также будут искры на коллекторе. Нужно заменить графитовые щетки, основываясь на технической документации двигателя.
  • Выработка щеток.
  • Межвитковое замыкание в обмотках якоря. Проверить якорь и заменить в случае неисправности.

меднографитовые щетки для электродвигателей

Замена щеток электродвигателя

Менять щетки необходимо тогда, когда от рабочей части осталось не менее трети, а также следовать правилам:

  • Подбирать щетки, соответствующие параметрам предыдущих.
  • Проводить визуальный осмотр коллектора и чистку при надобности.
  • Если рабочая поверхность щеток имеет скос, не путать его расположение.
  • Дать щеткам время на притирку, включая мотор без нагрузок, и затем удалить притирочную пыль с коллектора.

Заключение

Кроме всех перечисленных мероприятий по уходу за щетками, также существуют специальные смазки коллекторного узла. Они позволяют снизить механическую нагрузку на контакт и препятствуют образованию нагара.

Для чего нужны щетки в электродвигателе

В строительстве электроинструмент является незаменимым помощником. Используется он при сверлении отверстий, вбивании гвоздей и др. Все электроинструменты оборудованы специальными щётками, назначение которых заключается в передачи электрического тока. Снимая напряжение со статора, щётки подают его на коллектор ротора/якоря, что требуется для создания вращения. Таким образом, щётки применяются в качестве токоподвода и при этом обладают необходимыми свойствами для выдерживания механических нагрузок в ходе вращения якоря.

Изготавливаются, как правило, из угля или графита. В основной материал могут быть добавлены различные примеси, для соответствия продукции определённым стандартам. Например, есть угольные щетки, выполненные из материалов, снижающих искрообразование во время работы. Но, в основном, главная цель изготовителей – увеличение срока эксплуатации. Для большей продолжительности работы щёток, не следует давать слишком высокие нагрузки на электроинструмент. К разновидностям деталей относятся:

  • Угольные щетки;
  • Омедненные;
  • Угольно-графитные;
  • Медно-угольные;
  • Графитные;
  • Медно-графитные.

Широкий выбор щёток для электроинструмента не гарантирует их высокое качество. Неспециалисту трудно выявить подделку из-за множества различных нюансов. Поэтому такие детали лучше приобретать у авторизированных дилеров и менять их в соответствующих сервисных центрах. Это будет гарантией качественной установки с проверкой общего состояния инструмента и его щёточного узла.

Рекомендации по выбору

При подборе щёток, в первую очередь следует обращать внимание на материал для их изготовления: здесь важна хорошая проводимость электричества и прочность (твёрдость) самого изделия, влияющая на его долговечность. Одной из важных характеристик деталей является активное сопротивление, которое учитывается при расчёте данных по обмотке двигателя и номиналу пускорегулирующих устройств. Этим требованиям полностью отвечают угольные щетки. Угольному материалу характерно дополнительное преимущество: при появлении дуги напряжения, не происходит приваривание к металлическим поверхностям (при работе двигателя дуга электричества возникает довольно часто).

Многие фирменные угольные щетки комплектуются механизмом автоматического отключения: в деталь устанавливается специальная пружина с непроводящим наконечником, выполненным из керамики. Достигнув определённого уровня износа, пружина выталкивает наконечник и электроинструмент выключается. При износе, без данного механизма, на коллектор может воздействовать пружина щёткодержателя или поводок щётки, приводя к поломке якоря (рекомендуется время от времени проводить анализ состояния щёточного узла и самих щёток).

Наименьшим сроком службы характеризуются генераторные щётки. Такие детали, кроме собственного износа, негативно влияют и на работу двигателя. Выполнены эти изделия из почти чистой меди, при незначительном добавлении угольных компонентов, графита и других примесей. Данные детали рассчитаны на величину тока, соответствующую величине в генераторах (значительно большей, по сравнению с двигателем). Ставить их в электроинструменты нельзя: такие действия могут сразу вызвать короткое замыкание цепи. Если же якорь успеет поработать, то большое напряжение и повышенная температура выведут обмотку из строя, из-за чего потребуется дорогостоящий ремонт.

Важно! Медь коллектора якоря может быть твёрдой или мягкой. Для мягкой меди нужно выбирать специальные мягкие щётки. Если в данном случае установить жёсткие изделия, то коллектор за короткий срок может полностью износиться, и потребуется ремонт по замене якоря. При установке мягких деталей на жёсткий коллектор — из строя выйдут сами щётки.

Замена щёток

Для правильной работы инструмента важна точная настройка щёточного узла, включающего прижимное устройство, контактную группу и направляющий профиль. Для электроинструментов невысокого класса иногда используют бесконтактные щёткодержатели. При неправильной регулировке прижима щётки, коллектор, а также щёточный узел могут перегреться, приводя к неисправности якоря.

Изготовленные заводом-производителем, данные детали часто характеризуются небольшим сроком службы. В этой связи многие профессиональные инструменты оборудованы клапаном доступа. Эта технология позволяет менять детали без особого труда. Однако подходят такие графитовые щётки только моделям, которым они были предназначены. В случае экстренного ремонта, некоторые мастера извлекают данные детали из рабочего устройства и переставляют его на нерабочее, подгоняя размеры с помощью напильника. Этот способ для широкого использования не подходит и вряд ли даст хороший результат при эксплуатации изделия. Главный признак того, что ресурс данных деталей подходит к концу – яркое свечение через корпус. Механизм шлифмашины охлаждается, пропуская сквозь себя воздух вместе с частицами абразива, что постепенно разрушает материал щёток.

Для замены потребуется выполнить следующие действия:

  1. Открутив крышку отсека, извлеките всё, что осталось от данных деталей. Якорь и остальные части электроинструмента, скорее всего, разбирать не потребуется. Закрепляются угольные щетки в подпружиненных щёткодержателях или в латунных стаканах. Чтобы пружины в ходе ремонта не упёрлись в стенки коллектора, предусмотрены специальные штырьки для парковки.
  2. Снимите щётки вместе с держателем. Процесс деформации может отражаться неравномерно: выработка зависит от положения деталей по отношению к струе воздушно-абразивной смеси.
  3. С помощью штангенциркуля замерьте извлечённые детали и сравните их размер с новыми запчастями. При необходимости, более крупные щётки можно доработать наждачкой (зернистость 150), а также плоским надфилем.
  4. Сравните положение вывода контактных проводов. Если запчасти не подходят, может потребоваться дополнительное вырезание канавки для проводков.
  5. Установите запасную деталь и присоедините провода к соответствующим клеммам. При необходимости можно использовать старые провода, припаяв их к новым изделиям.

После установки проверьте работу инструмента: новые детали не должны искрить, и рабочий звук должен быть ровным, без резких перепадов.

Конструкция коллекторного электродвигателя постоянного тока

Статор — неподвижная часть двигателя.

Индуктор (система возбуждения) — часть коллекторной машины постоянного тока или синхронной машины, создающая магнитный поток для образования момента. Идуктор обязательно включает либо постоянные магниты либо обмотку возбуждения. Индуктор может быть частью как ротора так и статора. В двигателе, изображенном на рис. 1, система возбуждения состоит из двух постоянных магнитов и входит в состав статора.

Якорь — часть коллекторной машины постоянного тока или синхронной машины, в которой индуктируется электродвижущая сила и протекает ток нагрузки [2]. В качестве якоря может выступать как ротор так и статор. В двигателе, показанном на рис. 1, ротор является якорем.

Щетки — часть электрической цепи, по которой от источника питания электрический ток передается к якорю. Щетки изготавливаются из графита или других материалов. Двигатель постоянного тока содержит одну пару щеток или более. Одна из двух щеток соединяется с положительным, а другая — с отрицательным выводом источника питания.

Коллектор — часть двигателя, контактирующая со щетками. С помощью щеток и коллектора электрический ток распределяется по катушкам обмотки якоря [1].

Типы коллекторных электродвигателей

По конструкции статора коллекторный двигатель может быть с постоянными магнитами и с обмотками возбуждения.

Коллекторный двигатель с постоянными магнитами

Коллекторный двигатель постоянного тока (КДПТ) с постоянными магнитами является наиболее распространенным среди КДПТ. Индуктор этого двигателя включает постоянные магниты, которые создают магнитное поле статора. Коллекторные двигатели постоянного тока с постоянными магнитами (КДПТ ПМ) обычно используются в задачах не требующих больших мощностей. КДПТ ПМ дешевле в производстве, чем коллекторные двигатели с обмотками возбуждения. При этом момент КДПТ ПМ ограничен полем постоянных магнитов статора . КДПТ с постоянными магнитами очень быстро реагирует на изменение напряжения. Благодаря постоянному полю статора легко управлять скоростью двигателя. Недостатком электродвигателя постоянного тока с постоянными магнитами является то, что со временем магниты теряют свои магнитные свойства, в результате чего уменьшается поле статора и снижаются характеристики двигателя.

    Преимущества:
  • лучшее соотношение цена/качество
  • высокий момент на низких оборотах
  • быстрый отклик на изменение напряжения
    Недостатки:
  • постоянные магниты со временем, а также под воздействием высоких температур теряют свои магнитные свойства

Коллекторный двигатель с обмотками возбуждения

    По схеме подключения обмотки статора коллекторные электродвигатели с обмотками возбуждения разделяют на двигатели:
  • независимого возбуждения
  • последовательного возбуждения
  • параллельного возбуждения
  • смешанного возбуждения

Двигатели независимого и параллельного возбуждения

В электродвигателях независимого возбуждения обмотка возбуждения электрически не связана с обмоткой якоря (рисунок выше). Обычно напряжение возбуждения UОВ отличается от напряжения в цепи якоря U. Если же напряжения равны, то обмотку возбуждения подключают параллельно обмотке якоря. Применение в электроприводе двигателя независимого или параллельного возбуждения определяется схемой электропривода. Свойства (характеристики) этих двигателей одинаковы [3].

В двигателях параллельного возбуждения токи обмотки возбуждения (индуктора) и якоря не зависят друг от друга, а полный ток двигателя равен сумме тока обмотки возбуждения и тока якоря. Во время нормальной работы, при увеличении напряжения питания увеличивается полный ток двигателя, что приводит к увеличению полей статора и ротора. С увеличением полного тока двигателя скорость так же увеличивается, а момент уменьшается. При нагружении двигателя ток якоря увеличивается, в результате чего увеличивается поле якоря. При увеличении тока якоря, ток индуктора (обмотки возбуждения) уменьшается, в результате чего уменьшается поле индуктора, что приводит к уменьшению скорости двигателя, и увеличению момента.

    Преимущества:
  • практически постоянный момент на низких оборотах
  • хорошие регулировочные свойства
  • отсутствие потерь магнетизма со временем (так как нет постоянных магнитов)
    Недостатки:
  • дороже КДПТ ПМ
  • двигатель выходит из под контроля, если ток индуктора падает до нуля

Коллекторный электродвигатель параллельного возбуждения имеет механическую характеристику с уменьшающимся моментом на высоких оборотах и высоким, но более постоянным моментом на низких оборотах. Ток в обмотке индуктора и якоря не зависит друг от друга, таким образом, общий ток электродвигателя равен сумме токов индуктора и якоря. Как результат данный тип двигателей имеет отличную характеристику управления скоростью. Коллекторный двигатель постоянного тока с параллельной обмоткой возбуждения обычно используется в приложениях, которые требуют мощность больше 3 кВт, в частности в автомобильных приложениях и промышленности. В сравнении с КДПТ ПМ, двигатель параллельного возбуждения не теряет магнитные свойства со временем и является более надежным. Недостатками двигателя параллельного возбуждения являются более высокая себестоимость и возможность выхода двигателя из под контроля, в случае если ток индуктора снизится до нуля, что в свою очередь может привести к поломке двигателя [5].

Двигатель последовательного возбуждения

В электродвигателях последовательного возбуждения обмотка возбуждения включена последовательно с обмоткой якоря, при этом ток возбуждения равен току якоря (Iв = Iа), что придает двигателям особые свойства. При небольших нагрузках, когда ток якоря меньше номинального тока (Iа &lt Iном) и магнитная система двигателя не насыщена (Ф

Iа), электромагнитный момент пропорционален квадрату тока в обмотке якоря:

,

  • где M – момент электродвигателя, Н∙м,
  • сМ – постоянный коэффициент, определяемый конструктивными параметрами двигателя,
  • Ф – основной магнитный поток, Вб,
  • Ia – ток якоря, А.

С ростом нагрузки магнитная система двигателя насыщается и пропорциональность между током Iа и магнитным потоком Ф нарушается. При значительном насыщении магнитный поток Ф с ростом Iа практически не увеличивается. График зависимости M=f(Ia) в начальной части (когда магнитная система не насыщена) имеет форму параболы, затем при насыщении отклоняется от параболы и в области больших нагрузок переходит в прямую линию [3].

Способность двигателей последовательного возбуждения развивать большой электромагнитный момент обеспечивает им хорошие пусковые свойства.

    Преимущества:
  • высокий момент на низких оборотах
  • отсутствие потерь магнетизма со временем
    Недостатки:
  • низкий момент на высоких оборотах
  • дороже КДПТ ПМ
  • плохая управляемость скоростью из-за последовательного соединения обмоток якоря и индуктора
  • двигатель выходит из под контроля, если ток индуктора падает до нуля

Коллекторный двигатель последовательного возбуждения имеет высокий момент на низких оборотах и развивает высокую скорость при отсутствии нагрузки. Данный электромотор идеально подходит для устройств, которым требуется развивать высокий момент (краны и лебедки), так как ток и статора и ротора увеличивается под нагрузкой. В отличии от КДПТ ПМ и двигателей параллельного возбуждения двигатель последовательного возбуждения не имеет точной характеристики контроля скорости, а в случае короткого замыкания обмотки возбуждения он может стать не управляемым.

Двигатель смешанного возбуждения

Двигатель смешанного возбуждения имеет две обмотки возбуждения, одна из них включена параллельно обмотке якоря, а вторая последовательно. Соотношение между намагничивающими силами обмоток может быть различным, но обычно одна из обмоток создает большую намагничивающую силу и эта обмотка называется основной, вторая обмотка называется вспомогательной. Обмотки возбуждения могут быть включены согласовано и встречно, и соответственно магнитный поток создается суммой или разностью намагничивающих сил обмоток. Если обмотки включены согласно, то характеристики скорости такого двигателя располагаются между характеристиками скорости двигателей параллельного и последовательного возбуждения. Встречное включение обмоток применяется, когда необходимо получить неизменную скорость вращения или увеличение скорости вращения с увеличением нагрузки. Таким образом, рабочие характеристики двигателя смешанного возбуждения приближаются к характеристикам двигателя параллельного или последовательного возбуждения, смотря по тому, какая из обмоток возбуждения играет главную роль [4].

    Преимущества:
  • хорошие регулировочные свойства
  • высокий момент на низких оборотах
  • менее вероятен выход из под контроля
  • отсутствие потерь магнетизма со временем
    Недостатки:
  • дороже других коллекторных двигателей

Двигатель смешанного возбуждения имеет эксплуатационные характеристики двигателей с параллельным и последовательным возбуждением. Он имеет высокий момент на низких оборотах, так же как двигатель последовательного возбуждения и хороший контроль скорости, как двигатель параллельного возбуждения. Двигатель смешанного возбуждения идеально подходит для устройств автомобилей и промышленности (таких как генераторы). Выход двигателя смешанного возбуждения из под контроля менее вероятен, так как для этого ток параллельной обмотки возбуждения должен уменьшиться до нуля, а последовательная обмотка возбуждения должна быть закорочена.

Характеристики коллекторного электродвигателя постоянного тока

Эксплуатационные свойства двигателей постоянного тока определяются их рабочими, электромеханическими и механическими характеристиками, а также регулировочными свойствами.

Основные параметры электродвигателя постоянного тока

Постоянная момента

Для коллекторного электродвигателя постоянного тока постоянная момента определяется по формуле:

,

  • где Z — суммарное число проводников,
  • Ф – магнитный поток, Вб [1]

Замена щеток в электродвигателе требуется достаточно часто, поскольку их износ – одна из наиболее часто встречающихся неисправностей. При замене щеток для обеспечения правильной работы агрегата необходимо выполнить их притирку. Как притереть щетки электродвигателя и осуществить эту процедуру грамотно?

Процесс притирки щеток электродвигателя

Есть несколько способов притирки щеток. Выбирать, который из них использовать, следует исходя из типа двигателя и ваших предпочтений.

Первый способ.

Прежде всего, требуется грубая подгонка щеток по коллектору – ее проводят с помощью напильника и крупнозернистой бумаги. Затем:

  • Щетки устанавливаются на место, и под них подкладывается специальная шлифовальная стеклянная бумага (№ 00). Ее рабочая поверхность должна быть обращена к щеткам. Отрезок бумаги отмеряется таким образом, чтобы по длине он был равен приблизительно 1.5 длине окружности коллектора.
  • Якорь поворачивается вручную до того момента, когда бумага станет соприкасаться со всей поверхностью щеток и шлифовать ее.
  • Механизм очищается от угольной пыли и продувается сильной струей сжатого воздуха.
  • Двигатель включается с нагрузкой 25-30 % от номинальной для более тщательной пришлифовки щеток.

Так как наличие в двигателе пыли и продуктов износа щеток может привести к замыканию на массу кронштейна щеткодержателя, после выполнения притирки необходимо продуть сжатым воздухом генератор.

Второй способ.

Ваши действия должны выглядеть следующим образом:

  • На коллектор наматывается и тщательно закрепляется полоска стеклянной шкурки.
  • Крышка со вставленными в щеткодержатели щетками вращается вокруг неподвижного якоря вручную в том же направлении, в каком сам якорь вращается в собранном генераторе.

Третий способ.

Стеклянная бумага кладется на коллектор (абразивной стороной вверх) и несколько раз протягивается вперед и назад. Одновременно осуществляется не слишком сильный нажим на щетки. Процесс прекращается после того, как щетки начнут равномерно прилегать к коллектору. Ширина полоски бумаги должна быть больше ширины щетки.

Применение карборундового или наждачного полотна для выполнения притирки недопустимо, поскольку попадание абразивных частиц между пластинами коллектора может спровоцировать замыкание.

Когда требуется притирка щеток электродвигателя

Эту процедуру нужно проводить при:

  • Установке новых щеток взамен износившихся.
  • Их неравномерном износе по длине.
  • Неправильном скосе рабочей поверхности щеток при допустимой высоте.

Во избежание короткого замыкания и поломки двигателя следует регулярно проверять состояние щеткодержателей и щеток. Упругость пружин щеткодержателей проверяется с помощью рычажного или пружинного динамометра. Если показатель упругости меньше, чем указано в ТУ, щетки будут вибрировать, а коллектор быстрее изнашиваться.

Показатели правильного подбора и грамотной установки щеток – это:

  • Соответствие щеток марке двигателя.
  • Их свободное вращение на оси щеткодержателя.
  • Полное прилегание поверхности деталей к коллектору.

Признаки плохой притирки щеток

Плохую притирку щеток можно определить по следующим признакам:

  • искрение;
  • сильный шум;
  • нарушение коммутации механизма;
  • вибрация.

Правильная притирка щеток обеспечивает равномерность распределения тока по рабочей поверхности, что приводит к улучшению рабочих показателей электродвигателя.

Освоив процесс притирки щеток, вы сможете самостоятельно устранять мелкие неполадки в агрегате и проводить его профилактику, не прибегая к помощи специалистов.

почему щетки для электродвигателей сильно искрят и горят? Выбор щеток для двигателя в корпусе. Как выбрать щеткодержатель?

Щетки в электродвигателе выполняют очень важную роль. Срок их эксплуатации может зависеть от разных причин. Чем быстрее скорость работы пылесоса, тем обычно быстрее происходит изнашивание щеток. Считается, что при правильном использовании техники щетки можно не менять 5 лет. Есть случаи, когда их не меняли лет 10 и даже больше. Высокий износ щеток приводит к их замене. Существует ряд причин выхода из строя щеток, рассмотрим их подробнее.

Особенности

Электроэнергия поступает на якорные обмотки электродвигателя с помощью коллекторного узла. Во время работы аппарата вращается якорь, появляется контакт, число оборотов довольно большое, это ведет к сильному трению. Щетки образуют «скользящий» контакт, который переводит механику в электрическую энергию. Основной их задачей является: снимать и подводить ток на коллекторы. Электрический ток снимается и с контактных колец. Главное, чтобы щетки были правильно установлены. В комплект с ними входят наконечники с проводами, направленные на качественный крепежный механизм болтов, расположенных на щетках.

Виды

Существуют различные их виды:

  • графитовые – направлены на несложную коммутацию, состоят из графита;
  • угольно-графитовые – отличаются слабой прочностью, их чаще применяют на технике с минимальными нагрузками;
  • электро-графитовые – являются высокопрочными, выдерживают средний режим контактов;
  • медно-графитовые – обладают хорошей прочностью, имеют прочную защиту, которая спасает от газов, а также различных жидкостей.

Существуют также усовершенствованные модели щеток в пластмассовом корпусе. По видам они ничем не отличаются от вышеперечисленных, только имеют защиту в виде корпуса или оболочки из пластика.

Аномальное искрение электродвигателя

Искры появляются при механическом воздействии щетки и коллектора. Такое явление образуется даже при исправном движке. Щетка движется по коллектору, по очереди образует, а потом разрывает соединение с контактами. Небольшое количество искр, которые горят, считается допустимым явлением для исправного агрегата, а вот если он много искрит, то необходимо провести диагностику пылесоса.

Актуальной причиной поломки может быть неправильный угол наклона. Правильное положение: две щетки вращаются параллельно друг другу и по одной траектории. В случае длительного процесса эксплуатации аппарата щетки в нем могут смещаться, поэтому необходимо контролировать этот процесс, чтобы не было их искривлений. Если возникают хлопки, появляется сильное искрение, чернеет корпус изделия, речь может идти о межвитковом замыкании.

Подобную проблему самостоятельно устранять сложно, лучше обратиться к специалистам или заменить мотор.

Еще одна причина неисправности – износ деталей. В этом случае разбирают пылесос полностью. Щетки создают контакт между специальными электродами, они являются составляющими электрического двигателя, поэтому сначала необходимо провести его диагностику, заменить старые детали и дальше использовать технику. Некоторые эксперты советуют в комплект к новому изделию дополнительно докупать запасные детали.

Плохой контакт между элементами техники может возникнуть в том случае, когда ставят новые щетки. Они должны быть плотно установлены. Неисправность возникает в присутствии пыли, в этом случае регулярно делать чистку контактов. Если контакт плохой, то можно дать поработать аппарату 10 минут на нейтральных оборотах.

При чрезмерном напряжении, которое связано с большим трением, образовывается грязь. Чем больше появляется нагара, тем быстрее ломается агрегат. Контакты должны быть всегда чистыми.

Грязь (нагар) удаляется наждачной бумагой или мелом, затем поверхность необходимо обезжирить.

Выбор щеткодержателя

Основной задачей щеткодержателей является обеспечение давления на щетку, ее правильного нажатия, свободного перемещения, а также свободный доступ для замены щетки. Различаются щеткодержатели своими механизмами нажатия и окон под щетку. Обозначаются такие элементы буквами, где первая буква – это общее название элемента, вторая – его тип (радиальный, наклонный и т. д), третья – это вид механизма (пружина растяжения, сжатия и т. д.).

Щеткодержатели делятся для применения в промышленности и на транспорте. Для пылесосов используют общепромышленные, их виды перечислять не будем, остановимся лишь на одном из эффективных – РТП. Он имеет рулонную пружину постоянного давления. В связи с этим можно применять высокие щетки (до 64 мм), которые увеличивают ресурс агрегатов. Этот вид держателей нашел свое применение во многих электромашинах, в частности, пылесосах.

Неисправности пылесоса могут быть связаны с треснувшим держателем. Его просто меняем на новый. В случае если он сместился из-за ослабленных креплений, тогда возвращаем его в первоначальное состояние, усиливаем крепление с двух сторон.

О том, как заменить щетки на двигателе от пылесоса, вы можете узнать далее.

Как поменять щетки на двигателе стиральной машины своими руками

 

Такой вид ремонта как замена электро-щеток в электродвигателе стиральной машины, относится к средней сложности. Для ремонта понадобиться небольшой набор инструментов: отвертка плоская и крестовая, пассатижи, трубка ключ на 8 или 10, наждачная бумага (нулевка), ветошь и спирт. Прежде чем приступить к замене щеток, необходимо точно убедиться в их поломке или изношенности, а так же разобраться для чего они служат и где находятся.

Предназначение щеток в двигателе стиральной машины

Работа асинхронного двигателя переменного тока, основана на вращении магнитного поля, которое приводит в движение ротор устройства. Именно ротор соединяется посредством ременной передачи (вала и шкива) с барабаном, обеспечивая его вращение. Чаще всего, используются компактные электромоторы, с возможностью регулировки частоты вращения.

схема коолекторного двигателя

В настоящее время, большая часть всех бытовых устройств оснащена коллекторными моторами, состоящими из неподвижного статора, коллекторного ротора, тахогенератора и как минимум пары графитовых электро-щеток, посредством которых, осуществляется передача электроэнергии на якорь двигателя.

электродвигатель стиралки

Коллекторный мотор, обладает небольшим размером, хорошим пусковым моментом, не привязан к частоте тока и прост в управлении. Все эти качества послужили причиной их установки в стиральных агрегатах практически всех известных мировых производителей. Именно наличие быстро изнашиваемых и шумных щеток для электродвигателя, отмечается как недостаток коллекторных моторов.

Что из себя представляют щетки коллекторного мотора

Те кто хоть раз разбирал электромотор, в дрели, болгарке или другом домашнем электроинструменте, видел что электрощетки выглядят как небольшие графитовые прямоугольные цилиндры, оснащенные медными контактами и стальными прижимными пружинами. Размеры и форма самого контактного элемента может различаться в зависимости от производителя.

щетка и электродвигатель

угольные щетки

Так как поверхность электрощетки, контактирующая с вращающимся ротором, подвергается как механическому, так и электрическому износу, инженеры для их производства разрабатывают специальные комбинированные материалы, призванные снизить влияние этих негативных факторов. В настоящее время коллекторные электромоторы оснащаются щетками:

  • медно-графитовыми;

медно-графитовые щетки

  • угольно-графитовыми;

угольные щетки

  • электро-графитовыми.

электро-графитовые щетки

В состав каждого вида входит графит, обладающий низким электрическим сопротивлением и малым коэффициентом трения. Благодаря невысокой цене и отличным характеристикам, в электродвигателях стиральных машин во многих моделях, устанавливаются именно угольно-графитовые элементы. Современные технологии позволяют производить щетки высокого качества, способные прослужить 5 и более лет.

Когда необходимо менять щетки электродвигателя

Попадание между угольными щетками частиц пыли и образование искры в сочетании с вращением ротора двигателя, приводит к их естественному износу. Это выражается в простом изменении формы в виде стершихся контактов и линейных размеров элемента. В результате износа нарушается работа электродвигателя, и как следствие всего стирального агрегата. Определить износ щеток можно по следующим признакам:

 

 

Как заменить щетки в стиральной машине своими руками

Щетки и моторЭлектрощетки являются незаменимым элементом в стиральной машине. Если в то время, когда работает машинка автомат, вы слышите характерный треск, то, скорее всего, в вашей конструкции стерлись щетки на моторе. Как поменять щетки в стиральной машине своими руками?

Данную проблему необходимо искоренять по возможности во время её обнаружения, чтобы не усугубить положение стиральной машины. Электрощетки можно приобрести в сервисном центре, либо в специальном магазине.

Щетки для электродвигателя

Основное предназначение

Внешний вид щетокЩетки являются одной из основных специальных деталей в машине-автомат, отвечающих за контакт. Электрощетки во время своей работы передают энергию внешней цепи на двигатель конструкции.

Таким образом,  происходит вращение барабана, и за счет этого работает сама машина.

Все щетки для стиральных машин оснащены стальными пружинами и медным контактом, однако есть и отличающиеся элементы, например, прижимная часть.

Виды

Щетки для электродвигателя бывают трех видов:

  1. Разнообразие щетокУгольно-графитовые;
  2. Медно-графитовые;
  3. Электрографитированные.

По отзывам и мнениям специалистов рекомендуется покупать специальные (оригинальные) детали от таких производителей как:

  • Bosch
  • Whirpool
  • Zanussi
  • Beko

Взаимозаменяемость

Бывают такие случаи, когда электрощетки одного производителя могут подходить к машинам автоматом совершенно других брендов. Приведем пример:

Угольная щетка Indesit L C00194594 подходит к большинству стиральных машин-автоматов, таких как Indesit, а так же к стиральным машинам от Bosch, Samsung или Zanussi.

Щетка универсальная от ИндезитУниверсальные щетки дешевле, чем оригинальные, но и цена сказывается на качестве и характеристиках – щетки могут не подходить по размеру, могут оказаться некачественными и быстро изнашиваемыми.

Конечно, лучше покупать оригинальны детали, чтобы в будущем не попасть на более серьезные деньги.

По проводимым опросам среди владельцев стиральных машин и сотрудникам сервисных центров было выявлено, что основными неполадками и поломками среди стиральных машинок являются модели от производителей Indesit и Ariston.

33% стиральных машин были отданы в ремонт из-за большого количества разных типов неполадок.

Когда нужна замена щеток и какое время их «жизни»?

Износ щетки от двигателяВ большинстве случаев неполадки со стиральной машиной возникают из-за проблем в электродвигателе, который владелец не в состоянии самостоятельно починить. Возможны и неполадки со щетками, ведь они являются расходным материалом, который в отличие от двигателя, вполне возможно починить своими руками без обращения в сервис по ремонту бытовой технике.

Предположительный срок жизни щеток при достаточно частом использовании стиральной машины   5 лет.
Есть вероятность, что машина прослужит вам намного больше, если использовать её не так часто – тогда срок эксплуатации до 10 лет.

Щетки для стиральных машин изготавливают из непрочного мягкого материала, поэтому вероятность износиться у них высока, однако их намного легче заменить, чем сам двигатель машины-автомата. Во множестве, случаев как показала практика, электрощетки ломаются достаточно реже, чем, например, другая «важная» деталь агрегата.

Несколько признаков неработоспособности щеток:

  • Сгоревшая щетка и новаяОстановка стиральной машины, не связанная с проблемами с электроэнергией и напряжением;
  • Появление разных видов шума, таких как стук или треск, во время работы стиральной машинки;
  • Плохой отжим белья, по которому можно определить проблему со снижением мощности двигателя;
  • Неприятный запах, похожий на паленую резину или нагретый пластмасс, одним словом – гарь;
  • Сбой программы. Можно определить по коду ошибки на электронном табло.

Если у вас появился один из вышеперечисленных признаков, то следует срочно менять щетки в двигателе агрегата.

Если вы хотите предотвратить проблемы такого характера в будущем, рекомендуем изучить инструкцию по стирке и придерживаться ее.

Советы по эксплуатации машины

1) не стоит перегружать барабан вещами под завязку –  лучше равномерно произвести нагрузку  по стирке;

2) не запускайте стиральную машинку более чем 3 раза подряд;

3)  разделите белье на несколько загрузок, возможно в разные дни.

Помощь по выбору щеток для стиральных машинок

Чтобы не сталкиваться в будущем с проблемами такого рода, требуется правильно и аккуратно обращаться с устройством.

Если вы на 100% уверены в том, что проблема в машинке назревает из-за щеток, то следует незамедлительно их заменить на новые. Возможно, вы не знаете, какие щетки вам нужны. В этом вам помогу специалисты в специальных магазинах, вам всего лишь нужно знать модель своей стиральной машины, или просто принести испорченную щетку.

Не рекомендуем покупать элементы конструкции, которые уже были использованы до вас. Намного легче и куда безопаснее купить новую деталь, нежели оплачивать незамедлительный новый ремонт вашей стиральной машине.

Несколько советов по выбору щеток:

  • Лучше всего покупать оригинальные щетки для своего электродвигателя от одного производителя. Естественно, вы можете использовать и универсальные детали, однако это может повлечь за собой более тяжелые проблемы с вашей бытовой техникой в будущем.
  • Так же не менее важный факт, если у вас испортилась одна электрощетка (из двух), то вам придется менять их обе. Щетки должны быть полностью одинаковыми по состоянию.
  • Рекомендуем своевременно проверять детали на наличие скрытых дефектов.

Поменять щетки на самом деле не составит труда, поэтому большинство владельцев машин-автоматов собственными руками пытаются чинить их.

Замена щетки для стиральной машинки своими руками

Щетка перед заменойЩетки – это деталь, которая считается расходной из-за ее изнашиваемости, поэтому она нуждается в своевременной замене. В большом количестве стиральных машин разных моделей и брендов достаточно снять лишь заднюю панель для замены щеток, но есть и такие модели ,которые требуют полной разборки.

Бывают и такие конструкции, в которых невозможно подобраться к мотору даже при полной разборке, поэтому необходимо отвозить  свою машинку в сервисный центр, где произведут разборку двигателя и замену электрощеток. Заранее подготовьте инструменты перед разборкой стиральной машины и установки новых щеток.

Отделяем мотор от барабана

Основной задачей является отсоединение мотора от барабана. Нужно отключить машину от сети, отсоединить контакты и приступить к работе с мотором. Предварительно убедитесь, что проблема именно в щетках; их износ можно легко обнаружить.

Щетки подлежат замене, если длина использованных стержней на старых щетках от 1,5 до 2 сантиметров.

Замена производится из-за неравномерного износа стержней. Может быть и так, что стержни будут стираться быстрее, поэтому замену необходимо будет проводить через несколько недель.

Всю свою работу заранее распределите поэтапно, и запишите, либо зарисуйте, а  можете  и сфотографировать. Это поможет вам правильно, ничего не упустив, собрать свою конструкцию и при этом не перепутав детали.

Фотографируем очередность работ

После разборки и замены щетка ставится на местоПеред заменой щеток предварительно запомните их местоположение, и в какую сторону расположен скос. Если неправильно их установить, мотор может заискриться.

Снять щетки можно с помощью отверток, после чего осмотрите коллектор мотора.

При обнаружении различных рода дефектов, таких как царапины или просто пыль, их нужно ликвидировать.

Царапины убираются мелкозернистой наждачной бумагой, а пыль можно очистить щеточкой. После этого можно устанавливать новые электрощетки (лучше всего оригинальные), придав их саморезами.

Щетки стоят на своем местеЕсли вы записывали ход своей работы, то провести обратную сборку вам не составит труда.
После установки щеток, поставьте на место мотор, закрепив его, поставить электропровода и закрыть задней панелью.

Тестируем

Когда вы уже установили щетки и мотор, их нужно протестировать, чтобы убедиться в их работоспособности и дать новым щеткам притереться к своему месту. Тестировать можно такими способами как:

  1. – включить машину в режиме отжима;
  2. – поставить и запустить самую быструю программу стирки.

Рекомендуем первые 10-15 стирок не перегружать барабан бельем, так как новые щетки стиральной машинки  должны прижиться на своем новом месте.

Проверяйте и меняйте щетки в моторе своевременно и не забывайте, что ваши проверки должны быть регулярными. Смазывайте детали и проводите профилактику конструкции.

Если соблюдать эти правила и использовать стиральную машинку согласно инструкции, то ваш агрегат прослужит вам долго и надежно. А если вы этого не будете делать, то повлечете за собой серьезные нарушения в вашей машине, и их будет очень сложно устранить.


 

 

 

ТОП магазинов стиральных машин и бытовой техники:
  • mvideo.ru/- магазин бытовой техники, большой каталог стиральных машин
  •  holodilnik.ru – Недорогой магазин бытовой техники.
  • techport.ru — выгодный современный интернет магазин бытовой техники
  • citilink.ru — современный интернет магазин бытовой техники и электроники, дешевле офлайн магазинов!
  • ru.aliexpress.com— запчасти для стиральных машин

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о