Крановые электродвигатели с фазным и короткозамкнутым ротором
Для работы подъемных механизмом необходимо использование специального редуктора. Предлагаем рассмотреть, как работают асинхронные крановые электродвигатели с фазным ротором для частотного регулирования, их обмоточные данные и технические характеристики.
Особенности двигателей
Все тяговые электродвигатели ГОСТ 18374 делятся на две группы:
- работающие с фазным ротором;
- работающие с короткозамкнутым ротором.
Обе эти группы имеют высокий КПД, но у них несколько разный принцип работы. Данные моторы используются во всех видах кранов: тельферах, талях, башенных, козловых и портальных установках. Главным преимуществом работы обоих типов является то, что помимо динамического способа работы, когда определенное количество времени поднимается груз с некоторым весом, они могут работать статично, когда груз некоторое время висит на кране неподвижно. Рассмотрим подробнее их принцип работы.

У данных устройств есть щеткодержатели для крановых электродвигателей, которые применяются для обеспечения лучшего контакта коллектора и контактного кольца. У них очень простая конструкция: щеточный механизм, держатель, также они оснащены встроенным механизмом нажатия, который служит не только ля их запуска, но и предотвращения движения в случае ЧП на производстве. Благодаря такой конструкции, щеткодержатель является гарантом безопасности при эксплуатации электрического асинхронного кранового двигателя, а также своеобразным тормозом.
Замена кранового двигателя
Основные технические характеристики

Двигатели с фазным ротором
Стандартные габариты и основные размеры мощностей двигателей:

Роторный мотор – это асинхронный двигатель, где ротор обмотки соединен через контактные кольца для внешнего сопротивления с рабочей и передаточной частью. Регулировка сопротивления позволяет контролировать частоты вращения крутящего момента двигателя. Роторный движок может быть запущен при помощи низкого пускового тока, а также путем использования высокого сопротивления в цепи ротора; при разгоне двигателя, сопротивление может быть уменьшено.
По сравнению с короткозамкнутым ротором, фазный двигатель роторного типа имеет больше витков обмотки; наведенное напряжение увеличивается, и имеющееся ниже, чем для короткозамкнутого ротора. При запуске типичного ротора используются 3 полюса, связанные с контактными кольцами. Каждый полюс соединен последовательно с переменной мощностью резистора. Во время запуска резисторов можно снизить напряженность поля статора. Как результат, пусковой ток сокращается. Еще одним важным преимуществом по сравнению с короткозамкнутым ротором является высокий стартовый крутящий момент.

Фазный роторный двигатель (сибэлектромотор), может быть использован в нескольких формах регулируемой скоростью вращения диска. Определенные типы вариаторов могут восстановить частоту скольжения и мощность от цепи ротора и питать его обратно в сеть, позволяя охватывать широкий диапазон скоростей с высокой энергетической эффективностью. Двойное питание электрических машин использует контактные кольца для внешнего питания в цепи ротора, что позволяет увеличить диапазон регулирования скорости вращения. Но сейчас такие механизмы редко используются, в основном они заменены на асинхронные двигатели с частотно-регулируемым приводом.

Короткозамкнутые роторы
Эта модель двигателя представляет собой цилиндр, закрепленный на валу. Внутренне он содержит продольные проводящие бары (обычно изготавливается из алюминия или меди), установленные в пазы и присоединенные с обоих концов путем замыкания кольца, образующих каркасообразную форму. Название происходит от схожести между кольцами обмотки и баров с короткозамкнутым ротором.
Твердый сердечник ротора состоит из соединений легированной стали. Ротор имеет меньшее количество слотов, чем статор и не может быть кратен числу его пазов, для того чтобы предотвращать магнитные блокировки зубов ротора и статора первоначальный крутящий момент.
Описание принципа работы короткозамкнутого ротора: поля обмотки статора асинхронного электродвигателя переменного тока настраиваются на вращающееся магнитное поле через ротор. Благодаря движению, устройство начинает индуцировать ток и передавать его в обмотку и на бары. В свою очередь эти продольные токи в проводниках взаимодействуют с магнитным полем для производства моторной силы, выступая на касательный ортогональный ротор, в результате чего крутящий момент проворачивает вал. Также ротор вращается от магнитного поля, но на более низкой скорости. Разница в скорости называется скольжением и увеличивается с ростом нагрузки.
Схема работы изображена ниже:

Проводники часто слегка наклонены по длине ротора, что снижает шум и сглаживает колебания крутящего момента, это может привести к увеличению скорости из-за взаимодействия с полюсными наконечниками статора. Количество баров на короткозамкнутом роторе определяет, в какой степени индуцированные токи возвращаются на обмотки статора и, следовательно, ток через них. Конструкция также может работать в качестве реверсивного механизма.
Железный якорь используется для того, чтобы проводить магнитное поле через проводники ротора. Дело в том, что МП ротора взаимодействует с МП якоря, и несмотря на то, что конструкция аналогичная трансформатору, это является причиной снижения и потери энергии. Якорь сделан из тонких пластин, разделенных лаковой изоляцией, чтобы уменьшить вихревые токи, циркулирующие в нем. Материал отличается низким уровнем выбросов углекислого газа, высоким кремния. Основа из чистого железа значительно снижает потери на вихревые токи, низкая коэрцитивная сила уменьшает малые потери на гистерезис.

Трехфазные двигатели с короткозамкнутым ротором широко используются для:
- Крановых механизмов;
- Тяговых машин;
- Комбайнов;
- Грузовых автомобилей и кораблей.
Говоря про варианты установки двигателей, они бывают вертикально-фланцевые, горизонтальные, горизонтально-фланцевые.
Марки двигателей и обзор цен
На данный момент, в России и Украине осуществляется производство таких крановых электродвигателей:
Фазных – MTF, MTKF, MTM, MTН, MEZ FRENSTAT, KMR, DMTF, (завод Leroy Somer), WASI, FLSLB, SMH;
Короткозамкнутых – Sew-Eurodrive, двигатели от Bularia, Siemens, VEM, HORS, МТВ, МТИ, МТК, МТКМ, МТКН, МТМ, МТН, МТФ;
Для некоторых видов крановых механизмов (к примеру, металлургические подъемники), используются серии АИР (двухскоростные двигатели постоянного тока).
Купить крановые электродвигатели можно в любом городе СНГ, цена товара напрямую зависит от его мощности, фирмы-производителя и города, де он покупается. Возможен наличный и безналичный расчет. Из открытых источников мы собрали прайс-лист, предлагаем с ним ознакомиться (цены приблизительные, при покупке кранового электродвигателя обязательно просмотрите дополнительно каталог производителя, возможны изменения цен):
Город | Стоимость, рубли | Город | Стоимость, рубли |
Москва | 50 000 | Минск | 43 000 |
Киев | 50 000 | Владивосток | 46 000 |
Воронеж | 43 000 | Омск | 40 000 |
Новосибирск | 46 000 | Владимир | 40 000 |
Вологда | 40 000 | Томск | 46 000 |
Тула | 40 000 | Уфа | 40 000 |
Екатеринбург | 43 000 | Казань | 40 000 |
Астана | 46 000 | Волгоград | 40 000 |
Все производители дают на свои приборы гарантию – 5 лет (минимум – год, т.к. мощность более 10 кВт). Продажа осуществляется в специализированных центрах, магазинах. Мы не советуем приобретать данные устройства из рук либо на стихийных рынках. Следите за тем, чтобы двигатели были работоспособные и полностью исправные, обязательно должны быть соблюдены условия хранения (влажность ниже 40 %, температура от +3 до +20 градусов), иначе возможно окисление внутренних контактов.
Крановые электродвигатели: виды и характеристики
Содержание:
- Отличие крановых двигателей
- Основные типы крановых электродвигателей
- Двигатели с фазным и короткозамкнутым ротором
- Характеристики асинхронных двигателей переменного тока
- Особенности краново-металлургических двигателей (серия 4МТ)
Многие машины и механизмы в силу своей специфики вынуждены работать в режиме существенных перегрузок, частых пусков и остановок, реверсов и торможений. Особенно это касается подъемных устройств, где используются специальные крановые электродвигатели переменного и постоянного тока. Они характеризуются повторно-кратковременными рабочими циклами и широким диапазоном регулировок частоты вращения.
Их работа сопровождается тряской и вибрациями, а в металлургическом производстве на них дополнительно воздействуют пары, газы и высокая температура. Поэтому основные характеристики и технико-экономические показатели крановых двигателей существенно отличаются от аналогичных устройств общего назначения.
Чем отличаются крановые двигатели
Электродвигатель, предназначенный для кранового оборудования, как правило, выпускается в закрытом исполнении. Класс устойчивости изоляционных материалов к высоким температурам соответствует F и Н.
Технические характеристики данных агрегатов отличаются минимальным моментом инерции ротора и невысокой частотой вращения. Это позволяет значительно снизить энергетические потери во время переходных процессов. Высокая устойчивость к перегрузкам обеспечивается большой величиной магнитного потока.
Существуют показатели значений кратковременных перегрузок по моменту, которые в часовом режиме составляют для двигателей переменного тока от 2,3 до 3,5, а для агрегатов постоянного тока – 2,15-5,0. Максимально допустимая рабочая частота вращения соотносится с номинальной с коэффициентом 3,5-4,9 при постоянном токе и 2,5 – при переменном токе.
Основные виды крановых электродвигателей
Агрегаты этого типа могут иметь фазный или короткозамкнутый ротор. Оба типа обладают высоким КПД и незначительно отличаются принципом действия. Они способны работать как в динамическом, так и в статическом режимах. В первом случае груз определенного веса поднимается в течение установленного времени, а во втором – неподвижно висит на кране какое-то время.
Крановые электродвигатели с фазным ротором отличаются щеткодержателями, обеспечивающими наиболее тесный контакт коллектора с контактным кольцом. Они состоят из щеточного механизма, держателя и встроенного механизма нажатия. Последний элемент не только запускает двигатель, но и прекращает его вращение в случае возникновения аварийной ситуации.
Двигатели с фазным и короткозамкнутым ротором
Агрегаты этого типа являются асинхронными двигателями, в которых ротор обмотки соединяется с рабочими и передаточными элементами посредством контактных колец. Крутящий момент двигателя и его частота вращения регулируется внешним сопротивлением.
Для запуска роторного агрегата используется низкий пусковой ток и высокое сопротивление, установленное в цепи ротора. В процессе дальнейшего разгона сопротивление в случае необходимости уменьшается. Обмотка двигателя с фазным ротором отличается от короткозамкнутого большим количеством витков. Еще одним отличием является увеличенное наведенное напряжение и более низкое имеющееся напряжение.
Стандартный ротор запускается при участии трех полюсов, соединенных с контактными кольцами. В этом случае осуществляется последовательное соединение каждого полюса и переменной мощности резистора. Снижение напряженности поля статора может быть выполнено при запуске этого резистора, что приводит к снижению пускового тока. Кроме того, электродвигатели с фазным ротором отличаются высоким стартовым крутящим моментом.
Крановый агрегат с короткозамкнутым ротором также относится к асинхронным двигателям. Его конструкция включает в себя стальной цилиндр, на поверхности которого в пазах расположены медные или алюминиевые жилы и вращающийся ротор. Для изготовления сердечника ротора применяется специальная легированная сталь.
Характеристики асинхронных двигателей переменного тока
Мощность асинхронных крановых двигателей, выпускаемых отечественной промышленностью, находится в пределах 1,4-160 кВт. Они рассчитаны для работы при частоте 50 Гц и напряжении 220/380 вольт. Некоторые модели могут работать с напряжением 500 В.
Экспортная продукция металлургической серии работает с частотой 60 Гц, напряжение 220\380 и 440 вольт. При увеличении напряжения в сети 60 Гц на 20% больше, чем при 50 Гц, возможно увеличение номинальной мощности двигателя на 10-15%. Кратность моментов и пусковых токов условно остается без изменений.
Если номинальные напряжения в обеих сетях равны, то повышать номинальную мощность двигателя уже нельзя. В подобной ситуации происходит снижение номинального момента, пускового момента и тока, а также других параметров на величину кратности частот 50/60 – 17%.
Крановые электродвигатели с короткозамкнутым ротором серии МТН и МТКН могут быть двухскоростными с синхронной частотой вращения 1000/500, 1000/375, 1000/300 оборотов в минуту. Агрегаты МТФ и MTKF могут иметь две или три скорости при синхронной частоте вращения 1500/500, 1500/750, 1500/250 оборотов в минуту. У большинства электродвигателей присутствует повышенная перегрузочная способность и высокие пусковые моменты при сравнительно малом пусковом токе и незначительном времени пуска.
Мощность новейших агрегатов МТН возросла на одну ступень при сохранении тех же самых габаритных размеров. Подобного улучшения позволили добиться используемые в конструкциях современные изоляционные материалы.
Особенности краново-металлургических двигателей (серия 4МТ)
Конструкции данных агрегатов выполнены в четырехполюсном варианте. Их мощность может быть увеличена при сохранении определенной частоты вращения. Они отличаются высокой надежностью и могут безотказно работать на протяжении всего гарантийного срока с вероятностью 0,96-0,98. Срок эксплуатации таких крановых двигателей составляет в среднем 20 лет.
У электродвигателей серии 4МТ заметно снизилась вибрация и уровень шума, существенно улучшились энергетические показатели. В конструкции использованы новые материалы – электротехническая холоднокатаная сталь, изоляция из финилоновой бумаги и синтетической пленки, эмалированные провода с высоким запасом прочности и прочие компоненты.
Электродвигатели с 8 полюсами могут достигать мощности до 200 киловатт.
Крановые электродвигатели.
Асинхронные электродвигателя для грузоподъемных кранов.
Грузоподъемные краны объединяют большую группу подъемнотранспортных установок циклического действия. В зависимости от назначения краны имеют различные конструктивные исполнения. Наибольшее распространение получили мостовые, козловые, башенные, портальные и стреловые краны.
Основными механизмами крана являются: механизм подъема, механизм передвижения, механизм поворота и механизм передвижения грузовой тележки.
В зависимости от вида грузозахватывающего устройства различают: крюковые, магнитные, грейферные, клещевые и другие краны.
Козловые краны предназначены для работы под открытым небом. По принципиальной схеме, характеру работы и форме обслуживаемого поля они весьма схожи с мостовыми, поэтому их относят к кранам мостового типа. Мостовое пролетное строение козлового крана снабжено опорами и передвигается по рельсам, уложенным на земле.
На строительных, монтажных и перегрузочных работах широкое применение находят стреловые, башенные и портальные краны. Особенностью этих кранов является наличие механизма поворота.
Строительный башенный кран состоит из башни, опорной рамы (портала), которая опирается на ходовые тележки. В верхней части крана имеется поворотный круг (может быть и в нижней части крана), на котором вращается поворотная головка башни со стрелой и консольным противовесом. Изменение вылета крюка достигается перемещением тележки вдоль стрелы. Все рабочие движения крана обслуживаются следующими механизмами: подъема, состоящего из подъемной лебедки и грузозахватывающего устройства, передвижения крана, передвижения тележки и поворота крана.
Механизмы крана работают в повторно-кратковременном режиме с частыми пусками и остановками.
В связи с частыми пусками и перегрузками электропривода, а также особо тяжелыми климатическими условиями работы (температура, большая влажность и т.д.), электрооборудование должно иметь конструкцию повышенной механической прочности и защищенности от воздействия окружающей среды.
Электрооборудование должно также допускать повышенные перегрузки и большое число включений в час. Выпускается специальная серия крановых электродвигателей постоянного и переменного тока, предназначенных для механизмов кранов.
Крановые электродвигатели в отличие от двигателей общего применения имеют повышенную механическую прочность, высокую перегрузочную способность за счет усиления коллектора и обмотки: якоря в двигателях постоянного тока и повышенного зазора в двигателях переменного тока, и ротор уменьшенного диаметра и удлиненной формы, для снижения его момента инерции. Из-за повышенного зазора асинхронные двигатели имеют повышенный ток холостого хода (до 75% от номинального).
В процессе эксплуатации двигателя необходимо вести общее наблюдение за его работой, систематически проводить технические осмотры, текущие и планово-предупредительные ремонты.
В процессе эксплуатации двигателя необходимо вести общее наблюдение за его работой, систематически проводить технические осмотры, текущие и планово-предупредительные ремонты.
При общем наблюдении периодически контролировать режим работы, нагрузку и нагрев двигателя, состояние контактов в коробке выводов и щеточном узле, надежность заземления и следить за напряжением сети. Допустимое отклонение напряжения питающей сети от номинального значения от -5% до +10%.
Техническое обслуживание крановых электродвигателей.
Периодичность технических осмотров устанавливается в зависимости от производственных условий, но не реже одного раза в два месяца.
При технических осмотрах очистить двигатель от загрязнений, проверить надежность заземления и соединения двигателя с приводным механизмом, состояние контактов в коробке выводов и состояние щеточного узла.
При осмотре двигателя удалять металлическую и угольную пыль из камер контактных колец, кольца и щетки протирать сухой и чистой неволокнистой салфеткой. Следы подгорания на кольцах зачищать мелкой стеклянной бумагой. Изношенные щетки заменить запасными марки M1 по ТУ16-88 ИЛЕА.685211.037ТУ в соответствии с таблицей.
Типоразмер двигателя | Марка щеток | Кол-во щеток на двигатель, шт | Размеры, мм | Давление щетки на контактное кольцо, кг |
МТН 011-211, 4МТН132 | М1 по ТУ 16-88ИЛЕА. 685211.037ТУ | 6 | 8х12,5х32 | от 0,5 до 0,8 |
МТН 311-512, 4МТМ200, 225 | 12,5х32х40 | от 1,1 до 1,6 | ||
4МТМ280, 4МТН280, МТН611,612,613 | 16х40х50 | от 1,6 до 2,3 |
Необходимо также измерить сопротивление изоляции обмоток статора и ротора и цепи термодатчиков (при их наличии), проверить затяжку крепежных соединений и состояние уплотнений по линии вала. Замеченные недостатки устранить.
Текущий ремонт производится при замеченных отклонениях в работе двигателя: повышенном нагреве корпуса, увеличении шума и вибрации и других неисправностях.
Периодичность планово-предупредительных ремонтов устанавливается в зависимости от производственных условий, но не реже одного раза в год.
При планово-предупредительных ремонтах производится:
— демонтаж и разборка двигателя, промывка, сушка и чистка узлов и деталей;
— осмотр подшипников, щеточного, узла, статора и ротора для обнаружения механических повреждений, выявления деталей, подлежащих замене, восстановлению и пригонке;
— устранение замеченных недостатков и неисправностей, балансировка ротора (при необходимости), замена изношенных щеток, устранение следов подгорания контактных колец, притирка щеток и контактных колец.
Следы подгорания, неровности поверхности контактных колец и биения устранить шлифовкой или обточкой. Контактные поверхности колец должны быть строго цилиндрическими и иметь гладкий полированный вид без неровностей, царапин и горелых мест.
Замену щеток у двигателей с фазным ротором производить при их износе до 60% по высоте.
Щетки должны быть тщательно притерты к поверхности контактных колец. Для этого между обеими щетками и кольцом проложить стеклянную бумагу, обращенную рабочей стороной к щеткам, и передвигать бумагу вперед-назад при нормальном давлении на щетки. Для правильной притирки концы бумаги нужно отогнуть вниз от щеток вдоль поверхности кольца.
Применение наждачного или карборундового полотна для притирки щеток недопустимо.
Подпитка войлочных уплотнений (при их наличии) производится по линии вала трансформаторным маслом через 2000-3000 часов работы, но не реже одного раза в полгода.
Замену износившихся подшипников производить в соответствии с таблицей.
Типоразмер двигателя | Тип подшипника | Кол- во, шт. | Размеры, мм (dхDхB) | |
Обозначение | ||||
Российское | Международное | |||
МТН011, 012; МТКН011,012 | 76-180307С9Ш2У | 6.307 2RS P63 QE6/C9 | 2 | 35х80х21 |
МТН111, 112; МТКН111, 112; МТН211А, В; МТКН211А,В; 4МТН132LA, LB; 4МТКН132LA, LB | 76-180309C9Ш2У | 6.309 2RS P63 QE6/C9 | 2 | 45х100х25 |
МТН311, 312; МТКН311, 312 4МТ200LA, МТН411; 4МТ200LB, МТН412; 4МТМ200LB; 4МТК200LA, МТКН411; 4МТК200LB, МТКН412; 4МТКМ200LB; | BO-60314Ш | 2 | 70х150х35 | |
4МТМ225М, МТН511; 4МТКМ225М, МТКН511; 4МТМ225L, MTН512; 4МТКМ225L, MTKH512 | B20-42616Ш | 2 | 80х170х58 | |
4МТМ280S, MTH611; 4МТМ280М, МТН612; 4МТМ280L, МТН613; | 30-42620 | 2 | 100х215х73 | |
4МТН280S, М, L | 30-42620 | 1 | 100х215х73 | |
30-42624 | 1 | 120х26х86 |
Необходимость замены подшипников определятся истечением их гарантийного срока службы, подшипниковым шумом при работе двигателя, задеванием ротора о статор, стуком в подшипниках, наличием механических повреждений.
Подшипники снимать с вала при помощи съемника. Перед установкой подшипников тщательно очистить и промыть бензином поверхности под подшипники на валу и в щите. Подшипники насаживать на вал нагретыми в воздушной среде или масляной ванне до температуры 80°С.
Подшипники с двумя уплотнительными шайбами поставляются со смазкой, заложенной на заводе-изготовителе на весь срок службы (20000 часов).
В открытые и полуоткрытые подшипники двигателей видов климатического исполнения У1, Т1 закладывать смазку УНИОЛ-1 УССР201150-78, для видов климатического исполнения УХЛ1, О1 – смазку ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433-80.
Двигатели МТ(К)Н 311-613; 4МТ(К), 4МТ(К)М200, 225; 4МТМ280, 4МТН280 поставляются с рабочей смазкой в подшипниках, обеспечивающей работу в течение 3000-4000 часов. Допускается применять другие равноценные по характеристикам смазки.
Замена смазки в открытых и полуоткрытых подшипниках при нормальных условиях работы двигателя должна производиться через 3000-4000 часов работы, но не реже одного раза в год. При работе двигателя в пыльной и влажной среде замена смазки в подшипниках производится по мере необходимости. Смазкой заполняется свободный объем подшипника, лабиринтные канавки и полости внутренних подшипниковых крышек в количестве согласно таблицы.
Тип двигателя | Количество смазки, кг на двигатель | Тип смазки |
4МТ(К)М225, 4МТ(К)Н511, 512 | 0,14 | УНИОЛ-1 ТУ 38 УССР201.150-78 — для У1, Т1; ЦИАТИМ 221 ГОСТ 9433-80 — для УХЛ1, О1 |
МТН311, 312 4МТ(К)М200, 4МТ(К)Н411, 412 | 0,14 | |
4МТМ280, МТН611-613; 4МТН280 | 0,2 |
Примечание: 50% всей массы смазки закладывается в подшипники (равномерно по окружности), 50% — в камеры подшипников и жировые канавки.
Технические осмотры и ремонты производить при обязательном отключении двигателей от питающей сети.
Подшипники рассчитаны для работы в течение 20000 часов.
Неисправности и методы устранения и ремонта неисправностей крановых электродвигателей.
Неисправность, внешнее проявление и дополнительные признаки | Вероятная причина | Методы устранения |
Двигатель при пуске не разворачивается. | Отсутствие или недопустимое понижение напряжения питающей сети. | Устранить неисправность сети. |
Двигатель при пуске гудит и не разворачивается. | Обрыв одной из фаз в обмотке статора или ротора двигателя, в подводящих проводах. Неправильное соединение фаз. Недопустимое понижение напряжения питающей сети. Двигатель перегружен. Неисправность приводного механизма. | Найти и устранить неисправность в обмотках статора и ротора. При необходимости заменить ротор. Проверить и поменять местами выводы фаз. Устранить неисправность в сети. Проверить нагрузку и снизить ее. Устранить неисправность в приводном механизме. |
При вращении двигатель гудит и перегревается. | Междувитковое замыкание. Короткое замыкание между фазами. Обрыв одной из фаз. | Устранить неисправность обмотки. |
Повышенный перегрев двигателя. | Двигатель перегружен. Повышено или понижено напряжение сети. Повреждена витковая изоляция обмотки статора. Повышена температура окружающей среды. Нарушена нормальная вентиляция. Неисправность вентилятора двигателя. | Снизить нагрузку до номинальной. Установить номинальное напряжение сети. Отремонтировать обмотку. Проверить температуру окружающей среды и обеспечить снижение мощности двигателя. Устранить загрязнения в вентиляционных отверстиях в кожухе и между ребрами станины. Устранить неисправность вентилятора, при необходимости заменить. |
Двигатель вращается с сильно пониженной скоростью. | Во время разгона отключилась одна из фаз. Понизилось напряжение питающей сети. Двигатель перегружен. | Устранить неисправности в питающей сети, аппаратуре. Устранить перегрузку. |
Пониженное сопротивление изоляции. | Загрязнение или отсыревание обмоток статора и (или) ротора. | Разобрать двигатель, прочистить, продуть, просушить обмотки. |
Повышенный перегрев подшипников. | Неправильная центровка двигателя с приводным механизмом. Повреждение подшипников. Избыток или недостаток смазки в подшипниках. Загрязнение смазки. | Проверить центровку. Устранить несоосность валов. Заменить подшипники. Обеспечить необходимое количество смазки. Промыть бензином подшипники и заполнить их и подшипниковые камеры необходимым количеством смазки. |
Стук в подшипнике. | Повреждение подшипника. | Заменить подшипник. |
Повышенная вибрация. | Недостаточная жесткость фундамента. Несоосность вала двигателя с валом приводного механизма. Неотбалансирован приводной механизм или соединительный элемент (муфта, шкив и т.д.) | Устранить причину. Проверить балансировку приводного механизма и соединительного элемента. При необходимости отбалансировать. |
Искрение под щетками двигателя с фазным ротором. | Перекос щетки. Загрязнение контактных колец. Недостаточное нажатие на щетки. Повреждение контактной поверхности колец. Износ щеток. Плохая притирка щеток. Несоответствие марки щетки. | Устранить причину. Протереть контактные кольца. Устранить причину. Прошлифовать или проточить контактную поверхность колец. Установить новые щетки. Притереть щетки, протягивая полоски стеклянной шкурки по направлению вращения между кольцами и щетками. Заменить щетку. |
Замыкание контактных колец двигателя или фазного ротора. | Загрязнение контактных колец и щеточного устройства медноугольной пылью. Сырая изоляция контактных колец. Замыкание соединений обмотки с торцов фазного ротора. | Прочистить и продуть контактные кольца и щеточное устройство. Просушить изоляцию. Устранить замыкание. |
Типы крановых электродвигателей и их особенности
Типы крановых электродвигателей
Крановые электродвигатели это агрегаты, которые приводят в движение механизм крана. В зависимости от условий, крановые двигатели подразделяются на двигатели с фазным и короткозамкнутым ротором. С фазным ротором двигатели МТН и МТКН с короткозамкнутым.
Эти агрегаты выполняют следующие функции:
- Перемещение крана по рельсам
- Перемещение тележки механизма перпендикулярно рельсам
- Непосредственно подъем груза
Конструкция и характеристики
У них простая конструкция: щеточный механизм, держатель, встроенный механизм нажатия, который служит для запуска электродвигателя. Так же этот механизм снижает вероятность несчастного случая на производстве. Щеткодержатель гарантирует безопасность при эксплуатации двигателя, и дополнительно служит его тормозом. Более всего, распространены электродвигатели с фазным ротором. Это объясняется тем, что по условиям работы кранового механизма, в большинстве случаев присутствует сопротивление при запуске электродвигателя. Особенностью эксплуатации крановых двигателей является необходимость регулировать обороты в процессе работы механизма.
Крановые фазные электродвигатели МТН
Преимуществом двигателей с фазным ротором МТН (MTF) является высокий стартовый крутящий момент и низкий пусковой ток. Особенностью фазного ротора является его строение, в фазный ротор добавлены обмотки трех фаз, соединенных в звезду и концы этих обмоток выведены на контактные кольца. По кольцам скользят щетки, которые подсоединяют обмотки с питающей электрической цепи. Плавный разгон электродвигателя с фазным ротором обеспечивается специальным устройством, контакторы которого включаются последовательно через фиксированный временной промежуток, формируемый реле времени. Для перемещения моста крана часто используют два электродвигателя по обоим концам моста, при этом они работают синхронно и их характеристики и параметры идентичны.
Монтажные крепления крановых двигателей МТН и МТКН
Монтажные крепления этих агрегатов имеют отличия от стандартных креплений общепромышленных асинхронных электродвигателей. Они заключаются в исполнении вала агрегата, они бывают или цилиндрическими или коническими, при чем, у мощных двигателей идет конический вал. Так же широко распространены двигатели с двумя выходными валами, и такое исполнение является основным в отличие от основных монтажных креплений общепромышленных двигателей.
Режимы работы агрегатов МТН и МТКН
Крановые двигатели в своем большинстве работают в повторно-кратковременном режиме работы с разными условиями включений. В основном это режим работы S3, процессы включения которого: ПВ 15, 25, 40 и 60%. Подробнее про режимы работы электродвигателей читайте в этой статье.
Тип двигателя |
Электродвигатели крановые — электрические параметры |
Масса, кг |
|||||
Р, кВт |
Номинальная частота вращения, об/мин |
КПД, % |
Iн статора, А |
Момент инерции, кг*м2 |
Мmax/Mн | ||
МТН011-6 | 1,4 | 890 | 65 | 8,8 | 0,021 | 2,6 | 60 |
МТН012-6 | 2,2 | 895 | 70 | 11,0 | 0,026 | 2,7 | 68 |
МТН111-6 | 3,5 | 915 | 75 | 18,2/10,5 | 0,06 | 2,3 | 105 |
МТН112-6 | 5,0 | 915 | 77 | 23,4/13,5 | 0,08 | 2,3 | 125 |
МТН211-6 | 7,5 | 940 | 79 | 32/18,5 | 0,15 | 2,5 | 160 |
МТНЗ11-6 | 11 | 945 | 84 | 44,6/25,8 | 0,39 | 2,8 | 200 |
МТН312-6 | 15 | 962 | 84 | 58,5/33,8 | 0,39 | 2,8 | 230 |
МТН311-8 | 7,5 | 690 | 74 | 35/20,3 | 0,39 | 2,5 | 230 |
МТН312-8 | 11 | 700 | 81 | 46,7/27 | 0,39 | 2,5 | 230 |
МТН411-6 | 22 | 960 | 86 | 87/50,4 | 0,39 | 2,8 | 320 |
МТН412-6 | 30 | 960 | 88 | 107,2/62 | 0,39 | 2,8 | 398 |
МТН411-8 | 15 | 715 | 83 | 61/35 | 0,39 | 2,8 | 320 |
МТН412-8 | 22 | 715 | 86 | 81/46,9 | 0,39 | 2,8 | 390 |
МТКН011-6 | 1,4 | 920 | 70,5 | 4,5 | 0,016 | 2,8 | 46 |
МТКН012-6 | 2,2 | 915 | 73,5 | 6,5 | 0,021 | 2,8 | 50 |
МТКН111-6 | 3,5 | 920 | 79,0 | 9,0 | 0,056 | 2,5 | 80 |
МТКН112-6 | 5,0 | 920 | 79,0 | 12,8 | 0,078 | 2,8 | 100 |
МТКН211-6 | 7,5 | 880 | 78,5 | 18,1 | 0,076 | 33 | 120 |
МТКh411-6 | 11 | 940 | 81 | 24,5 | 0,275 | 2,8 | 185 |
МТКН312-6 | 15 | 940 | 83 | 32,5 | 0,308 | 2,8 | 190 |
МТКh411-8 | 7,5 | 700 | 81 | 21,0 | 0,230 | 2,8 | 160 |
МТКН312-8 | 11 | 700 | 81 | 26,0 | 0,352 | 2,8 | 205 |
МТКН411-6 | 22 | 935 | 84 | 48,0 | 0,560 | 2,8 | 262 |
МТКН412-6 | 30 | 935 | 85 | 61,0 | 0,750 | 3,0 | 322 |
МТКН411-8 | 15 | 700 | 82 | 40,0 | 0,560 | 2,8 | 262 |
МТКН412-8 | 22 | 700 | 83 | 54,0 | 0,750 | 2,8 | 322 |
Крановые асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором 7FMTK(H)
Характеристики двигателей для различных продолжительностей включения (ПВ, %) | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тип двигателя |
P2H,кВт |
nН, об/мин |
MН, Нм |
I1, А при 360 В |
MМАХ, Нм | ||||||||
ПВ 100% |
ПВ 60% |
ПВ 40% |
ПВ 100% |
ПВ 60% |
ПВ 40% |
ПВ 100% |
ПВ 60% |
ПВ 40% |
ПВ 100% |
ПВ 60% |
ПВ 40% | ||
2p=4 |
|||||||||||||
7FMTK(H)132S4 |
7,5 |
8,6 |
9,7 |
1356 |
1346 |
1334 |
52,8 |
61 |
69,4 |
15,8 |
18,2 |
21 |
158 |
7FMTK(H)132М4…315S4 |
Технические характеристики 7FMTK(H)132M4…315S4 – см. Технический каталог Крановые электродвигатели |
||||||||||||
7FMTK(H)315M4 |
182 |
206 |
232 |
1396 |
1393 |
1391 |
1245 |
1411 |
1593 |
339 |
384 |
436 |
2988 |
2p= 6 |
|||||||||||||
7FMTK(H)132S6 |
5,35 |
6,14 |
7 |
897 |
888 |
877 |
57 |
66 |
76 |
12,2 |
13,9 |
16,0 |
154 |
7FMTK(H)132M6…315MA6 |
Технические характеристики 7FMTK(H)132M4…315S4 – см. Технический каталог Крановые электродвигатели |
||||||||||||
7FMTK(H)315МВ6 |
142 |
162 |
184 |
929 |
928 |
926 |
1459 |
1667 |
1898 |
264 |
300 |
342 |
3939 |
2p= 8 |
|||||||||||||
7FМТК(H)132S8 |
3,95 |
4,39 |
4,9 |
667 |
661 |
653 |
56,5 |
63,4 |
71,6 |
10,7 |
11,6 |
12,8 |
130 |
7FМТК(H)132М8…315MA8 |
Технические характеристики 7FMTK(H)132M4…315S4 – см. Технический каталог Крановые электродвигатели |
||||||||||||
7МТКF315МВ8 |
122 |
139 |
158 |
697 |
695 |
694 |
1672 |
1908 |
2174 |
244 |
277 |
315 |
4013 |
2p=10 |
|||||||||||||
7МFТК(H)280S10 |
37 |
41,6 |
44,7 |
557 |
556 |
554 |
635 |
715 |
805 |
78,5 |
89 |
100 |
1397 |
7FМТК(H)280М10 |
45 |
50,5 |
56,7 |
557 |
556 |
553 |
772 |
867 |
975 |
96 |
108 |
120 |
1775 |
7FМТК(H)315S10 |
55 |
62 |
70 |
557 |
556 |
555 |
943 |
1064 |
1204 |
114 |
128 |
144 |
2357 |
7FМТК(H)315МA10 |
71 |
80,5 |
91 |
555 |
554 |
552 |
1221 |
1388 |
1574 |
145 |
164 |
187 |
2686 |
ПРИМЕЧАНИЕ: основные энергетические показатели электродвигателей для ПВ100%, 60%, 40%, указаны для частоты питающего напряжения 47Гц и способов охлаждения IC411 и IC416 (при условии отключения охлаждающего вентилятора при стоянке машины).
7FMTK, 7FMTKH
Новая серия крановых асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором габаритов 132-315 мм предназначена для комплектации приводов башенных, козловых, портальных, мостовых и других кранов и рассчитана на применение в системе частотно-регулируемого электропривода.
Широкий спектр применений — независимая вентиляция, пристроенный тормоз и датчик обратной связи в различных вариантах обеспечивают максимально широкий спектр применений электродвигателей 7FMTK(H) с неизменной надежностью и эффективностью.
Экономия электроэнергии- за счет высокого КПД и возможности регулирования частоты вращения в широком диапазоне энергетические ресурсы используются максимально эффективно.
Режим работы — конструкция двигателя позволяет использовать двигатель в периодическом повторно-кратковременном режиме работы S3
Надежность — специальная технология изготовления обмотки и обмоточный провод высокого класса предотвращают систему изоляции от преждевременного разрушения и, от короткого замыкания и выхода из строя электродвигателя.
Повышенные требования по вибрации — ротора электродвигателей 7FMTK(H) тщательно отбалансированы и имеют пониженный уровень вибрации по сравнению с общепромышленными двигателями, что положительно сказывается на сроке службы двигателя и связанного оборудования.
Высокий уровень качества — частотно-регулируемый привод на базе электродвигателя 7FMTK(H) обеспечивает:
- Энергосбережение;
- Экономию материальных средств;
- Снижение эксплуатационных затрат;
- Повышение качества и оптимизацию технологических процессов.
Специальная серия — электродвигатели серии 7FMTKH предназначены для эксплуатации в условиях металлургических производств.
Применение электродвигателей возможно при следующих типах управления частотой вращения:
- Скалярное вольт-частотное – управление, при котором изменение частоты вращения достигается путем воздействия на частоту напряжения статорных обмоток при одновременном изменении амплитуды этого напряжения.
- Векторное – замкнутое по частоте вращения регулирование, основанное на мгновенном управлении амплитудой и фазовым углом намагничивающей и рабочей составляющей токов статора.
- Бездатчиковое (безсенсорное) векторное – векторное управление, не требующее применения датчиков частоты вращения.
Электродвигатели асинхронные крановые серий ДМТ и АМТ
ИПГ «Гидравлические машины и системы»
Область применения
Электродвигатели асинхронные крановые серий ДМТ и АМТ предназначены для привода различных подъемно- транспортных механизмов и используются в производстве башенных и мостовых кранов, кран-балок, автокранов, в металлургических производствах.
Технические характеристики
Электродвигатели выпускаются мощностью от 1,4 до 7,5 кВт, синхронной частотой вращения 1000 об\мин, напряжением питания 380 В или другое стандартное до 660 В.
Климатическое исполнение:
У1; Т1; ХЛ1.
Монтажное исполнение:
o IM1001 — на лапах с одним концом вала;
o IM1002 — на лапах с двумя концами вала;
o IM2001 — фланцевый с одним концом вала;
o IM2002 — фланцевый с двумя концами вала.
Тип двигателя |
N |
U |
F |
Частота вращения |
Высота оси вращения вала |
Напряжение ротора |
Ток ротора |
Ток статора |
Вес |
кВт |
В |
Гц |
oб/мин |
мм |
В |
А |
А |
кг |
|
» 0″ габарит |
|||||||||
ДМТF 011-6 |
1.4 |
380/220 |
50 |
885 |
112 |
116 |
9.1 |
5.3/9.0 |
56 |
ДМТКF 011-6 |
1.4 |
380/220 |
50 |
875 |
112 |
— |
— |
5.2/9.2 |
47 |
ДМТF 012-6 |
2.2 |
380/220 |
50 |
890 |
112 |
144 |
11.5 |
7.6/13.0 |
63 |
ДМТКF 012-6 |
2.2 |
380/220 |
50 |
880 |
112 |
— |
— |
7.2/12.5 |
54 |
» 1″ габарит |
|||||||||
ДМТF-111-6 |
3.5 |
380/220 |
50 |
900 |
132 |
176 |
15.0 |
10.8/17.8 |
87 |
ДМТКF-111-6 |
3.5 |
380/220 |
50 |
900 |
132 |
— |
— |
9.9/17.1 |
78 |
ДМТF-111-6 |
3.0 |
380/220 |
50 |
890 |
132 |
176 |
13.2 |
10.5/18.2 |
87 |
ДМТКF-111-6 |
3.0 |
380/220 |
50 |
910 |
132 |
— |
— |
9.5/16.4 |
78 |
ДМТF-112-6 |
5.0 |
380/220 |
50 |
925 |
132 |
210 |
15.7 |
14.7/25.4 |
105 |
ДМТКF-112-6 |
5.0 |
380/220 |
50 |
910 |
132 |
— |
— |
14.0/24.2 |
92 |
ДМТН-112-6 |
4.5 |
380/220 |
50 |
900 |
132 |
203 |
15.6 |
13.9/24.0 |
105 |
ДМТКН-112-6 |
4.5 |
380/220 |
50 |
900 |
132 |
— |
— |
12.7/22.0 |
92 |
» 2″ габарит |
|||||||||
AMTF 132 M6 |
5.0 |
380/220 |
50 |
925 |
132 |
180 |
20,0 |
13.8/23.9 |
123 |
AMTKF 132 M6 |
5.0 |
380/220 |
50 |
905 |
132 |
— |
— |
12.6/21.6 |
103 |
AMTH 132 M6 |
4.5 |
380/220 |
50 |
925 |
132 |
175 |
14.3 |
12.9/2.3 |
123 |
AMTKH 132 M6 |
4.5 |
380/220 |
50 |
905 |
132 |
— |
— |
11.7/20.3 |
103 |
AMTF 132 L6 |
7.5 |
380/220 |
50 |
925 |
132 |
240 |
21.7 |
20.2/34.9 |
140 |
AMTKF 132 L6 |
7.5 |
380/220 |
50 |
905 |
132 |
— |
— |
18.5/32.0 |
120 |
AMTH 132 L6 |
7.0 |
380/220 |
50 |
925 |
132 |
238 |
20.7 |
19.1/3.0 |
140 |
AMTKH 132 L6 |
7.0 |
380/220 |
50 |
900 |
132 |
— |
— |
18.5/32.0 |
120 |
Комплект поставки:
-электродвигатель,
-ЗИП,
-паспорт,
-техническое описание Примечания:
-обозначения двигателей с фазным ротором: ДМТ…, АМТ…;
-обозначения двигателей с короткозамкнутым ротором: ДМТК…, АМТК…;
-ДМТ(К)F(H) изготавливаются:
в обычном исполнении — напряжением 380В,
по спец. заказам — напряжением 400В, 500В, 380/220В, 415/240В;
-режим работы номинальный по ГОСТ 183-74: S3-40%;
-степень защины по ГОСТ 17494-87: корпуса IP 44, коробки выводов IP 54, вентилятора IP 10. Структура условного обозначения:
Электродвигатели 0-го и 1-го габаритов:
ДМТ |
(К) |
F(H) |
112 |
6 |
У1 |
IM 1001 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Монтажное исполнение |
|
|
|
2.1. Электродвигатели асинхронные с фазным и короткозамкнутым ротором. Основные параметры, маркировка.
МТ
Крановые электродвигатели типа MT, MTH, MTF, MTKH(F) предназначены для работы в электроприводах металлургических агрегатов и подъемно-транспортных механизмах всех видов и поставляются на комплектацию башенных, козловых, портальных, мостовых и других кранов.
Асинхронные крановые электродвигатели изготавливаются в основном (базовом) исполнении и в модифицированных исполнениях.
Основное (базовое) исполнение – двигатель монтажного исполнения IM1001 (1003), климатическое исполнение У1, для режима работы S3, с типовыми техническими характеристиками, соответствующими требованиям стандартов.
Модифицированное исполнение – двигатель, изготовленный на основе узлов основных (базовых) двигателей с необходимыми конструктивными отличиями по способу монтажа, степени защиты, климатическому исполнению и другими отличиями.
Основными конструктивными исполнениями по способу монтажа электродвигателей являются (по ГОСТ 2479-79):
Тип эл. двигателя | Исп. | Вал |
МТ(К)Н 411, 412, 511, 512 | 1003 | Один конец вала- конический |
1004 | Два конца вала — конические | |
2003 | Один конец вала- конический | |
2004 | Два конца вала — конические | |
2008 | Один конец вала конус- цилиндр | |
МТН 611, 612, 613 | 1003 | Один конец вала- конический |
1004 | Два конца вала — конические | |
МТ(К)Н 011, 012, 111, 112, 211, 311,312 | 1001 | Один конец вала- цилиндрический |
1002 | Два конца вала — цилиндрические | |
2001 | Один конец вала- цилиндрический | |
2002 | Два конца вала — цилиндрические |
Основной режим работы электродвигателей (для которого приведен ряд мощностей):
повторно-кратковременный S3 — ПВ40% (по ГОСТ 183-74).
Крановые электродвигатели могут работать в других режимах:
S3 — ПВ15, 25, 60, 100%,
кратковременных S2 — 30 и 60 мин.
Степень защиты электродвигателей: Двигатели изготавливаются, как правило, со степенью защиты IP54 и IР44 по ГОСТ 17494 (МЭК 60034-5). По заказу потребителей двигатели могут быть изготовлены со степенью защиты IР55.
Класс нагревостойкости изоляции крановых двигателей: «F» (температурный индекс 155°С) или «Н» (температурный индекс 180°С) по ГОСТ 8865-87, что видно из маркировки электродвигателя.
Частота сети: Двигатели должны выпускаться на частоту сети 50 Гц и 60 Гц.
Основные величины напряжения:
- Двигатели на частоту 50 Гц должны изготавливаться на напряжения 220/380 В, 230/400 В, 380/660 В, 400/690 В.
- Двигатели на частоту 60 Гц должны изготавливаться на напряжения 220/380 В, 220/440 В, 230/460 В.
По заказу потребителей двигатели могут быть изготовлены и на другие напряжения. Двигатели допускают работу при отклонениях напряжения и частоты в соответствии с ГОСТ 28173 (МЭК 60034-1).
Основное климатическое исполнение электродвигателей: У1, Т1, УХЛ1, 01 по ГОСТ 15150-69.
Двигатели могут эксплуатироваться в макроклиматических районах
с умеренным (У),
тропическим (Т),
общеклиматическим (О),
умеренным и холодным (УХЛ)
климатом в условиях, определяемых категорией размещения 1 по ГОСТ 15150.
Крановые электродвигатели также могут изготавливаться для эксплуатации в условиях категории размещения 2 по ГОСТ 15150.
Нормальные значения климатических факторов внешней среды при эксплуатации двигателей регламентированы ГОСТ 15150 и ГОСТ 15543.1 для различных видов климатического исполнения, при этом:
- верхнее значение рабочей температуры окружающего воздуха: 50°С;
- нижнее значение рабочей температуры: для У1 -45°С; для УХЛ1 -60°С; для Т1 +1°С;
- относительная влажность: для У1, УХЛ1 — 80% при 15°С; для Т1, О1 — 80% при 27°С.
Крановые электродвигатели предназначены для эксплуатации в следующих условиях:
- высота над уровнем моря до 1000м;
- окружающая среда не взрывоопасная, не содержащая токоведущей пыли, агрессивных газов и паров в концентрациях, разрушающих металлы и изоляцию;
- значение запыленности — до 100 мг/м3.
Структура обозначения двигателей серии МТ:
- 1. Обозначение серии: МТ
- 2. Тип ротора: К – короткозамкнутый ротор, отсутствие буквы – фазный ротор
- 3. Класс нагревостойкости изоляции: H, F
- 4. Габарит наружного диаметра листов статора: 0…7
- 5. Модернизация двигателя: 0…1
- 6. Габарит длины сердечника статора двигателя: 1…3
- 7. Число полюсов статора двигателя: 2, 4, 6, 8
- 8. Климатическое исполнение: У, Т, УХЛ
- 9. Категория размещения: 1, 2, 3
В дополнение к обозначению двигателя указывается:
- Частота питающей сети;
- Напряжение питающей сети;
- конструктивное исполнение по способу монтажа IMXXXX;
- степень защиты IPXX;
- исполнение вводного устройства.
4МТ
Крановые электродвигатели типа 4MT, 4MTK, 4MTH(F), 4MTKH(F), 4MTM, 4MTKM предназначены для работы в электроприводах металлургических агрегатов и подъемно-транспортных механизмах всех видов и поставляются на комплектацию башенных, козловых, портальных, мостовых и других кранов.
Асинхронные крановые электродвигатели изготавливаются в основном (базовом) исполнении и в модифицированных исполнениях.
Основное (базовое) исполнение – двигатель монтажного исполнения IM1001 (1003), климатическое исполнение У1, для режима работы S3, с типовыми техническими характеристиками, соответствующими требованиям стандартов.
Модифицированное исполнение – двигатель, изготовленный на основе узлов основных (базовых) двигателей с необходимыми конструктивными отличиями по способу монтажа, степени защиты, климатическому исполнению и другими отличиями.
Основными конструктивными исполнениями по способу монтажа электродвигателей являются (по ГОСТ 2479-79):
Тип эл. двигателя | Исп. | Вал |
4МТ(К)М 200, 225 | 1003 | Один конец вала- конический |
1004 | Два конца вала — конические | |
2003 | Один конец вала- конический | |
2004 | Два конца вала — конические | |
2008 | Один конец вала конус- цилиндр | |
4МТМ 280 | 1003 | Один конец вала- конический |
1004 | Два конца вала — конические |
Основной режим работы электродвигателей (для которого приведен ряд мощностей):
повторно-кратковременный S3 — ПВ40% (по ГОСТ 183-74).
Крановые электродвигатели могут работать в других режимах:
S3 — ПВ15, 25, 60, 100%,
кратковременных S2 — 30 и 60 мин.
Степень защиты электродвигателей: Двигатели изготавливаются, как правило, со степенью защиты IP54 и IР44 по ГОСТ 17494 (МЭК 60034-5). По заказу потребителей двигатели могут быть изготовлены со степенью защиты IР55.
Класс нагревостойкости изоляции крановых двигателей: «F» (температурный индекс 155°С) или «Н» (температурный индекс 180°С) по ГОСТ 8865-87, что видно из маркировки электродвигателя.
Частота сети: Двигатели должны выпускаться на частоту сети 50 Гц и 60 Гц.
Основные величины напряжения:
- Двигатели на частоту 50 Гц должны изготавливаться на напряжения 220/380 В, 230/400 В, 380/660 В, 400/690 В.
- Двигатели на частоту 60 Гц должны изготавливаться на напряжения 220/380 В, 220/440 В, 230/460 В.
По заказу потребителей двигатели могут быть изготовлены и на другие напряжения. Двигатели допускают работу при отклонениях напряжения и частоты в соответствии с ГОСТ 28173 (МЭК 60034-1).
Основное климатическое исполнение электродвигателей: У1, Т1, УХЛ1, 01 по ГОСТ 15150-69.
Двигатели могут эксплуатироваться в макроклиматических районах
с умеренным (У),
тропическим (Т),
общеклиматическим (О),
умеренным и холодным (УХЛ)
климатом в условиях, определяемых категорией размещения 1 по ГОСТ 15150.
Крановые электродвигатели также могут изготавливаться для эксплуатации в условиях категории размещения 2 по ГОСТ 15150.
Нормальные значения климатических факторов внешней среды при эксплуатации двигателей регламентированы ГОСТ 15150 и ГОСТ 15543.1 для различных видов климатического исполнения, при этом:
- верхнее значение рабочей температуры окружающего воздуха: 50°С;
- нижнее значение рабочей температуры: для У1 -45°С; для УХЛ1 -60°С; для Т1 +1°С;
- относительная влажность: для У1, УХЛ1 — 80% при 15°С; для Т1, О1 — 80% при 27°С.
Крановые электродвигатели предназначены для эксплуатации в следующих условиях:
- высота над уровнем моря до 1000м;
- окружающая среда не взрывоопасная, не содержащая токоведущей пыли, агрессивных газов и паров в концентрациях, разрушающих металлы и изоляцию;
- значение запыленности — до 100 мг/м3
Структура обозначения двигателей серии 4МТ:
- 1. Обозначение серии: 4МТ
- 2. Тип ротора: К – короткозамкнутый ротор, отсутствие буквы – фазный ротор
- 3. Класс нагревостойкости изоляции: H, F
- 4. Высота оси вращения: 112…400
- 5. Установочный размер по длине станины: S, М, L
- 6. Обозначение длины сердечника: А, В
- 7. Число полюсов: 2, 4, 6, 8
- 8. Климатическое исполнение: У, Т, УХЛ
- 9. Категория размещения: 1, 2, 3
ДМТ, АМТ
Электродвигатели асинхронные крановые серий ДМТ и АМТ
Электродвигатели асинхронные крановые серий ДМТ и АМТ предназначены для привода различных подъемно-транспортных механизмов и используются в производстве башенных и мостовых кранов, кран-балок, автокранов, в металлургических производствах. Электродвигатели выпускаются мощностью от 1,4 до 7,5 кВт, синхронной частотой вращения 1000 обмин, напряжением питания 380 В или другое стандартное до 660 В.
Климатическое исполнение:
У1; Т1; ХЛ1.
Монтажное исполнение:
— IM1001 — на лапах с одним концом вала;
— IM1002 — на лапах с двумя концами вала;
— IM2001 — фланцевый с одним концом вала;
— IM2002 — фланцевый с двумя концами вала.
Примечания:
- обозначения двигателей с фазным ротором:
ДМТ…, АМТ…; - обозначения двигателей с короткозамкнутым ротором:
ДМТК…, АМТК…; - ДМТ(К)F(H) изготавливаются:
в обычном исполнении — напряжением 380В,
по спец. заказам — напряжением 400В, 500В, 380/220В, 415/240В; - режим работы номинальный по ГОСТ 183-74: S3-40%;
- степень защины по ГОСТ 17494-87:
корпуса IP 44, коробки выводов IP 54, вентилятора IP 10.
Структура условного обозначения
Электродвигатели 0-го и 1-го габаритов
- 1. Обозначение серии: ДМТ
- 2. Тип ротора: К – короткозамкнутый ротор, отсутствие буквы – фазный ротор
- 3. Класс нагревостойкости изоляции: H, F
- 4. Высота оси вращения:
- 5. Число полюсов: 2, 4, 6, 8
- 6. Климатическое исполнение: У, Т, УХЛ
- 7. Категория размещения: 1, 2, 3
Структура условного обозначения
Электродвигатели 2-го габарита
- 1. Обозначение серии: АМТ
- 2. Тип ротора: К – короткозамкнутый ротор, отсутствие буквы – фазный ротор
- 3. Класс нагревостойкости изоляции: H, F
- 4. Высота оси вращения:
- 5. Длина двигателя (M-меньшая, L-большая)
- 6. Число полюсов: 2, 4, 6, 8
- 7. Климатическое исполнение: У, Т, УХЛ
- 8. Категория размещения: 1, 2, 3